Богом лесов был Фавн. Имя его означает -
«хороший», «милостивый». Это действительно был
добрый дух леса, который свою волю произносил
странным шелестом деревьев. Из глубины лесного
мрака не раз слышался предупреждающий голос, а
люди богобоязненные шли ночью к священным рощам
и потом рассказывали, как с ними разговаривал
Фавн и давал им советы. За сходство с греческим
Паном Фавна сначала отождествляли с ним, а позже
стали говорить о фавнах в множестве и считали их
подобными греческим сатирам. И наиболее древняя
римская религия знала только одного Фавна и
почитала его весьма оригинальным способом.

На северо-восточном склоне Палатина был
священный грот, называемый Луперкалий, который
издавна был центром культа Фавна. Рассказывали,
что именно в этом гроте волчица кормила
близнецов Ромула и Рема. Культ бога лесов
отправляли жрецы Луперк. Праздник его называлось
Луперкалии, и отмечали его 15 февраля.
Начиналось оно принесением в жертву козла, из
шкуры которого жрецы делали себе повязки на
бедра и ремни. Голые, прикрытые только теми
повязками, Луперк бегали по улицам города и
хлестали встречных прохожих ремнями.
Фавна считали не только лесным духом, но
и богом полей, а прежде всего стад, которых он
охраняет от волков. Поэт Гораций обращается к
нему с такой молитвой: «Фавн, любовник пугливых
нимф, пожалуйста, приди на мои поля и солнечные
поля и будь добрым к моему молодому стаду. Для
тебя ежегодно забиваю молоденького козленка и
ставлю тебе полные бокалы вина, для тебя старый
жертвенник окутывается клубами дыма. А когда
придет твой праздник, скот свободно гуляет на
буйных пастбищах, и все село выходит на луга, и
овцы не боятся волков. Дикий лес осыпает для
тебя листья, а крестьянин в твою честь танцует и
весело топает в землю».
Впоследствии рядом с Фавном, только как
бог лесов, появляется Сильван, которого нередко
отождествляли с Силеном. На вид это лесной
бородатый мужчина, голый, держащего в руке серп,
а в свернутой козьих кожах - разные плоды земли;
у его ног сидит собака - чуткий товарищ на
беспрестанных охотах. В его культе было странное
правило: женщинам не разрешали принимать в нем
участие, они не смели даже смотреть на статуи
Сильвана. Чтобы предохранить женщин от
самопроизвольного святотатства, эти статуи чаще
ставили в мужских банях.
А исключительно женским божеством, на
жертвоприношение которой не мог смотреть ни один
мужчина, была Фауна, неизвестно кем она
приходилась Фавну - женой, сестрой или дочерью.
Называли ее Бона Деа - Хорошая Богиня. Она была
богиней плодородия и урожая. Праздник ее
отмечали в декабре под руководством жены одного
из высших государственных сановников - консула
или претора. В тот день все мужчины уходили из
дому. Оставались только женщины, которые
украшали номы виноградной лозой, молились и
приносили жертвы под наблюдением весталок. В 62
году нашей эры неслыханный скандал устроил
молодой повеса Клодий, который ради шутки вошел,
переодевшись женщиной, в дом, где отмечали
праздник Доброй Богини. Однако его узнали и с
большим позором выгнали, а потом судили за
святотатство.
С пастушьих божеств популярной была
богиня Палес. Она занималась скотом и пастухами.
ее праздник, называемый Палилия, отмечали 21
апреля очень торжественно, ибо на этот день
приходилась еще и годовщина основания Рима, ей
нельзя было приносить кровавые жертвы. Вместо
них сжигали какую-то странную смесь, которую
Весталки готовили следующим образом: кровь,
взятую с коня, принесенного в жертву Марсу во
время прошлогодних июньских праздников,
смешивали с пеплом сожженного за несколько дней
перед тем ягненка и добавляли пахучее зелье,
прежде засушенных побегов фасоли. Это все вместе
сжигали как очистительную жертву. На праздник
утром все хлева заметали новыми метлами, скот
кропили родниковой водой, а на дверях вешали
венки. На кухне разжигали огонь из ветвей
розмарина, смоковницы, маслин и лаврового
дерева, и если они громко трещали, это считалось
хорошей приметой. В жертву приносили просяное
тесто и молоко.
Молились, чтобы богиня благословила стада
и чтобы простила пастухов, когда один из них
случайно загнал скотинку на какое-то священное
место или сломал ветку в священной роще; Ее
просили дарить хорошую траву, здоровую воду,
хороший приплод у скота, просили отвлечь
эпидемии и всевозможные болезни. Молитву эту
повторяли четыре раза, повернувшись лицом на
восток, потом выпивали кружку молока, смешанного
с суслом прошлогоднего вина, и прыгали через
горящие снопы соломы, как славяне в ночь на
Ивана Купала.
Все эти божества полей, лесов и урожаев,
хотя и очень уважаемы и древни, каждый раз все
больше отступали на второй план под натиском
новомодных богов, сумевших соединить свои имена
с прославленными фигурами греческого Олимпа.