Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Божества лесов и покровители пастухов

     

      Богом лесов был Фавн. Имя его означает - «хороший», «милостивый». Это действительно был добрый дух леса, который свою волю произносил странным шелестом деревьев. Из глубины лесного мрака не раз слышался предупреждающий голос, а люди богобоязненные шли ночью к священным рощам и потом рассказывали, как с ними разговаривал Фавн и давал им советы. За сходство с греческим Паном Фавна сначала отождествляли с ним, а позже стали говорить о фавнах в множестве и считали их подобными греческим сатирам. И наиболее древняя римская религия знала только одного Фавна и почитала его весьма оригинальным способом.


    

    На северо-восточном склоне Палатина был священный грот, называемый Луперкалий, который издавна был центром культа Фавна. Рассказывали, что именно в этом гроте волчица кормила близнецов Ромула и Рема. Культ бога лесов отправляли жрецы Луперк. Праздник его называлось Луперкалии, и отмечали его 15 февраля. Начиналось оно принесением в жертву козла, из шкуры которого жрецы делали себе повязки на бедра и ремни. Голые, прикрытые только теми повязками, Луперк бегали по улицам города и хлестали встречных прохожих ремнями.

     Фавна считали не только лесным духом, но и богом полей, а прежде всего стад, которых он охраняет от волков. Поэт Гораций обращается к нему с такой молитвой: «Фавн, любовник пугливых нимф, пожалуйста, приди на мои поля и солнечные поля и будь добрым к моему молодому стаду. Для тебя ежегодно забиваю молоденького козленка и ставлю тебе полные бокалы вина, для тебя старый жертвенник окутывается клубами дыма. А когда придет твой праздник, скот свободно гуляет на буйных пастбищах, и все село выходит на луга, и овцы не боятся волков. Дикий лес осыпает для тебя листья, а крестьянин в твою честь танцует и весело топает в землю».

     Впоследствии рядом с Фавном, только как бог лесов, появляется Сильван, которого нередко отождествляли с Силеном. На вид это лесной бородатый мужчина, голый, держащего в руке серп, а в свернутой козьих кожах - разные плоды земли; у его ног сидит собака - чуткий товарищ на беспрестанных охотах. В его культе было странное правило: женщинам не разрешали принимать в нем участие, они не смели даже смотреть на статуи Сильвана. Чтобы предохранить женщин от самопроизвольного святотатства, эти статуи чаще ставили в мужских банях.

     А исключительно женским божеством, на жертвоприношение которой не мог смотреть ни один мужчина, была Фауна, неизвестно кем она приходилась Фавну - женой, сестрой или дочерью. Называли ее Бона Деа - Хорошая Богиня. Она была богиней плодородия и урожая. Праздник ее отмечали в декабре под руководством жены одного из высших государственных сановников - консула или претора. В тот день все мужчины уходили из дому. Оставались только женщины, которые украшали номы виноградной лозой, молились и приносили жертвы под наблюдением весталок. В 62 году нашей эры неслыханный скандал устроил молодой повеса Клодий, который ради шутки вошел, переодевшись женщиной, в дом, где отмечали праздник Доброй Богини. Однако его узнали и с большим позором выгнали, а потом судили за святотатство.

     С пастушьих божеств популярной была богиня Палес. Она занималась скотом и пастухами. ее праздник, называемый Палилия, отмечали 21 апреля очень торжественно, ибо на этот день приходилась еще и годовщина основания Рима, ей нельзя было приносить кровавые жертвы. Вместо них сжигали какую-то странную смесь, которую Весталки готовили следующим образом: кровь, взятую с коня, принесенного в жертву Марсу во время прошлогодних июньских праздников, смешивали с пеплом сожженного за несколько дней перед тем ягненка и добавляли пахучее зелье, прежде засушенных побегов фасоли. Это все вместе сжигали как очистительную жертву. На праздник утром все хлева заметали новыми метлами, скот кропили родниковой водой, а на дверях вешали венки. На кухне разжигали огонь из ветвей розмарина, смоковницы, маслин и лаврового дерева, и если они громко трещали, это считалось хорошей приметой. В жертву приносили просяное тесто и молоко.

     Молились, чтобы богиня благословила стада и чтобы простила пастухов, когда один из них случайно загнал скотинку на какое-то священное место или сломал ветку в священной роще; Ее просили дарить хорошую траву, здоровую воду, хороший приплод у скота, просили отвлечь эпидемии и всевозможные болезни. Молитву эту повторяли четыре раза, повернувшись лицом на восток, потом выпивали кружку молока, смешанного с суслом прошлогоднего вина, и прыгали через горящие снопы соломы, как славяне в ночь на Ивана Купала.

     Все эти божества полей, лесов и урожаев, хотя и очень уважаемы и древни, каждый раз все больше отступали на второй план под натиском новомодных богов, сумевших соединить свои имена с прославленными фигурами греческого Олимпа.

Интересное:

Назад