Чествование
деревьев
К лесным
богам принадлежат Святибор,
Леший, у русских и великаны
вырвидубы. Леса были у
славянских язычников предметами особого
поклонения, ибо все светопоклонники чествовали
растения как проявление ежегодной деятельности
светоносного начала. Религия зендская имела
учение о священном дереве жизни, называвшееся
Гом. То дерево играет там
важную роль при Сотворении мира, оно выделяет
(животворящую - целебную у славян) воду. Нечто
подобное было и у славян, так в песне, где
описывается чудесное сотворение мира, говорится,
что прежде чем были созданы земля и небо, стояли
два Дуба (по другому преданию - зеленый явор)
посреди первоначальной негустой массы. Такое
дерево у скандинавов называется Ягдразил
или всемирное дерево: туда сходились боги на
совет о сотворении мира. О поклонении славян
деревьям имеем много чисто исторических
свидетельств. Прокопий говорит, что славяне
имели священные рощи и поклонялись старым
деревьям. В Щецине рос большой ветвистый дуб над
источником, дуб считался жильем божества.
Священные рощи заменялись храмами. Из
Краледворской рукописи узнаем, что у чехов были
заповедные рощи (щелочи). Ибн-Фоцлан передает
известие о поклонении русинов деревьям.
Константин Порфирородний говорит, что русы
приносили жертвы под деревьями. В житии князя
Константина говорится, что русские язычники
поклонялись дуплистых деревьев, обвесив их
скатертью. В Уставе князя Владимира запрещается
молиться возле рощ. Судя по остаткам славянской
мифологии в песнях и сказках, видим
растительность природы везде оживленной и
символизированной: деревья и зело часто говорят
и между собой, и с птицами, и с людьми и имеют
символическое применение к человеку.

| |
|
|
Интересное: |
|
 |
|
 |
|
|