Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Чествование деревьев

    

    К лесным богам принадлежат Святибор, Леший, у русских и великаны вырвидубы. Леса были у славянских язычников предметами особого поклонения, ибо все светопоклонники чествовали растения как проявление ежегодной деятельности светоносного начала. Религия зендская имела учение о священном дереве жизни, называвшееся Гом. То дерево играет там важную роль при Сотворении мира, оно выделяет (животворящую - целебную у славян) воду. Нечто подобное было и у славян, так в песне, где описывается чудесное сотворение мира, говорится, что прежде чем были созданы земля и небо, стояли два Дуба (по другому преданию - зеленый явор) посреди первоначальной негустой массы. Такое дерево у скандинавов называется Ягдразил или всемирное дерево: туда сходились боги на совет о сотворении мира. О поклонении славян деревьям имеем много чисто исторических свидетельств. Прокопий говорит, что славяне имели священные рощи и поклонялись старым деревьям. В Щецине рос большой ветвистый дуб над источником, дуб считался жильем божества. Священные рощи заменялись храмами. Из Краледворской рукописи узнаем, что у чехов были заповедные рощи (щелочи). Ибн-Фоцлан передает известие о поклонении русинов деревьям. Константин Порфирородний говорит, что русы приносили жертвы под деревьями. В житии князя Константина говорится, что русские язычники поклонялись дуплистых деревьев, обвесив их скатертью. В Уставе князя Владимира запрещается молиться возле рощ. Судя по остаткам славянской мифологии в песнях и сказках, видим растительность природы везде оживленной и символизированной: деревья и зело часто говорят и между собой, и с птицами, и с людьми и имеют символическое применение к человеку.

Славянский дух деревьев



Блок Рекламы:

Назад