Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Дионис–Справедливый Бог Пьяниц

 

      Так говорил мудрый вещун, а весь фиванский народ внимательно слушал. Только царь Пентей выругал его и сказал, что в своем царстве не позволит никаких шумных празднеств, которые нарушают гражданский порядок, и что бог пьяниц—совсем не бог. Услышав это явное кощунство, все бросили царя и присоединились к свите Диониса. Тогда он сам выехал в Киферонские горы, где звучали ночные песнопении, пошел, чтобы своей царской властью положить конец разнузданным развлечениям. Но вакханки, среди которых была и мать Пентея Агава, набросились на него и разорвали на куски.

      Дионис является воплощением не только доброго духа вина, но и души всего живого. Он управляет рождением, смертью и воскрешением и появляется в буйной весенней природе. От него происходят три таинственные девы: Ойно, Спермо и Элаис, которые обладают удивительным даром превращать все вещи в вино, зерно и масло. Сам Дионис из ничего создает молоко и мед, а от удара его посоха со скал бьют источники. Все творческое могущество земли сосредоточено в этом родственнике Деметры—наравне с ней он раздает спрятанные в земле силы и все ее богатства.

       Стародавние греки верили, что бог зимой спит, а весной просыпается, и праздновали его сон и пробуждение. В Элиде и в Аргосе женщины весной пели гимны, вызывая Диониса из моря, а в Дельфах, где культ этого бога был самым древним, существовала красивая церемония мистического воскрешения. Каждый год после зимнего солнцестояния, когда начинает прибывать день, жрицы собирались ночью в храме, где была «могила Диониса», и с зажженными факелами в руках окружали его жертвенник, пели и танцевали, стараясь разбудить бога из зимнего сна. Кажется, это воспринималось как «рождение бога», потому что жрицы одновременно качали в священных яслях какие-то символические изображения.

    Вообще во всей Греции особенно почитали Диониса в период зимнего солнцестояния. Декабрьские праздники отмечались ночью. Женщины с зажженными факелами, исполняя песни, бегали по горным ущельям. Те обряды назывались оргиями от греческого слова «орге»--возбуждение. Безумные танцы, дикие крики и оглушительная музыка вызывали экстаз, религиозное неистовство, которое считали духовным объединением с божеством. Людям, которые брали участие в этих священных оргиях, казалось, будто из души покидают тело, будто в них вселяется сам бог и они становятся «исполненные богом». Это чувство отсоединения души от тела давало веру в бессмертие души, которая является нетленной частичкой человека и после смерти тела приобретает новую форму.

      До недавнего времени существовало убеждение, что культ Диониса в Греции был новым явлением, что он пришел в нее где-то из Фракии или Фригии (Малая Азия), но теперь, после расшифровки глиняных табличек с микенской эпохи (XV-XIII столетие до н.э.), этот взгляд изменился. На тех табличках, на шесть веков старших чем Гомер, среди других известных богов—Зевса, Геры, Афины, Аполлона—появилось имя Диониса. Это свидетельствует о том, что он не был поздним пришельцем. Но возможно, что легенды про Пентея и дочек Миния сохранили память о тех временах, когда греки еще сопротивлялись внедрению безумных обрядов Диониса, возможно, то сопротивление возникло в кругах военной аристократии тогда, когда под чужим влиянием давний бог изменил свой характер,—потому что сначала, в микенскую эпоху, он, кажется, не был богом виноградников.

       Афинский трагик Эврипид славил его, говоря, что Дионис—бог роскоши. Он царит среди банкетов и венков из цветов. Звуками своей дудки он разжигает веселые танцы. Он вызывает безумный смех и разгоняет черную грусть. Его нектар, разливаясь на столах богов, увеличивает их счастье, а люди черпают из него сон и забытье.



Блок Рекламы:

1  2  3  4  Следующая

НаВерх