Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Дионис–Справедливый Бог Пьяниц

 

       Диониса очень почитали в Афинах, где в его честь происходили четыре важных праздника: Малые (или сельские) Дионисии осенью—праздник сбора винограда, Ленеи в январе—свято выдавливания винограда; Антестерии в конце февраля—праздник откупоривания бочек с молодым вином, которое тогда пробовали; Большие (или городские) Дионисии—в конце марта и в начале апреля.

       Большие Дионисии—это был самый пышный праздник. Он припадал на тот момент, когда твердая и сухая земля тики, увлажненная весенними водами, зеленеет и расцветает. В первый день праздника, после принесения жертвы, пели торжественную песню, так называемый дифирамб. С утра до поздней ночи по улицам ходили толпы людей, украшенных плющом. Каждый из них нес бокал и бочку с вином. Пили и приветствовали друг друга священным выкриком «Эвоэ!», исполняли веселые и грубоватые песни. На второй день, на рассвете, процессия выдвигалась с Ленейона, малого храма Диониса на южном склоне Акрополя, где стояла стародавняя статуя бога. Эту святыню несли в капель Диониса за городом, откуда к вечеру, при красных огнях факела, ее снова относили в Ленейон. С половины VI столетия до нашей эры во время Больших Дионисий проводили театральные представления.

       Простой народ с аттических виноградников имел свои Малые, или сельские Дионисии, их отмечали в декабре, когда переносились в амбары новое вино, объединяя этот праздник с гончарской ярмаркой. Забивали козла и его кровью смачивали корни виноградных лоз. В селах и пригородных местностях начинались буйные торжества. Радость была всеобщей, потому что даже рабы в этот денно получали полную свободу. Путешествующие музыканты и комедианты смешивались с уважаемыми хозяевами, которые надевали смешные маски из коры деревьев или ходили разрисованные осадком из вина или гончарской краской, похожие на старых неотесанных божков. Вино лилось рекой.

    Самыми древними изображениями Диониса были простые столбы, на которые надевали бородатую маску и одежду. Бородатый Дионис в длинном, до земли, одеянии, так называемый бассара (отсюда Дионис Бассарей) царит во всем греческом искусстве до IV столетия до нашей эры. Но с того времени как Пракситель изобразил Диониса юношей без бороды и усов, голого, только с переброшенной через плечо шкурой олененка, этот образ стал очень распространен. В тысячах статуй, барельефов и картин мы видим Диониса, молодым, красивым, свежим, с чрезвычайно деликатными, будто холеными чертами, в венке из плюща, или из виноградных листьев, с тирсой в руках, с гроздью винограда или бокалом с двумя ушками (кантаром). Он отдыхает в тени виноградной лозы или едет на повозке, запряженной львами или тиграми. Обычно его сопровождают пантера, леопард, тигр, и он время от времени склоняется к ним, чтобы дать им выпить вина из бочонка. В жертву Дионису приносили козла или зайца, вино, смешанное с водой.



Блок Рекламы:

1  2  3  4

НаВерх