Греция | Рим | Египет | Славяне | Русь | Япония | Индия | Христианство |
Гадания и Предсказания
Гадание были таким же необходимым признаком
богослужений, как сами молитвы и
жертвоприношения. Обряды гаданий основывались на
вере, что божество и без воли человека
раскрывает ей будущее. Гадая на будущее,
славянин-язычник спрашивал божество, во-первых,
о том, что будет, а чего не будет, что ему
делать, а что не делать, во-вторых, о том, что
именно должно быть и что необходимо сделать.
Ответ на первый вопрос был коротким: да или нет,
и отгадывался из разных несложных знаков; ответ
на второй вопрос отгадывался из знаков
значительно более сложных, и чем короче и
неопределеннее был ответ, тем больше зависел в
своем объяснении от воли того, кто объяснял.
Понятно, что гадание первой
разновидности использовалось чаще. Оно было
гаданием по жребию, что
довольно часто использовалось славянами. Кроме
гаданий по жребию, были,
очевидно, и многие другие, судя по тому, что в
предрассудках народных осталось достаточно много
способов гаданий, и хотя не все
они остались от языческих времен, все же многие
из них не могли иметь иного источника.
Были
также у славян гадания, в
которых волю божества хотели выведать не по
какому-то жребию, одним из двух противоположных,
но в положительном ответе, одним из многих
возможных. О существовании такого обряда
гадания, как предсказания, вспоминает
Масуди. Также Нестор рассказывает, что волохи
предрекли смерть Олегу: 'призовет Олегъ волхвы
своя и рече имъ: скажите мы, где смерть моя.
Ониже ръша, смерть твоя отъ любимаго твоего коня
', и т.п. Несколько подобных предсказаний
записано летописцами и в более поздние времена.
У Стоглавого читаем: 'волхвы и по звъздамъ и по
планитамъ зрят'. Поверье о том, что кукушка
предсказывает, сколько кому жить лет, имело во
времена языческие чисто религиозный смысл.
Читая
показания, рассматривают вопрос, в каких случаях
использовались гадания, следует
отметить, что гадание в понимании язычников
славян составляли важнейшую часть богослужений и
имели влияние на жизнь личную и общественную;
гадания решали все важнейшие
для отдельного человека и для целого народа,
даже назначение обрядов богослужения. Храмы и
божества, которым в них поклонялись, почитались
тем больше, чем больше было в народе веры в
пророчества, которые в них осуществлялись. О
выборе невесты с помощью жребия читаем и в
'Слове о полку Игореве': 'на седьмомъ въцъ
Трояны връже Всеславъ жребий о дъвицю себъ
любую'.
Понимание
важности гадания и волхвов
осталось и сейчас. Жребий имел религиозное
значение. Гаданием решали дела
общественные, походы и сражения сухопутные и
морские. Гадание с помощью
жребия и объяснения предсказаний заменяли во
многих случаях решение разума, сердца и закона,
потому что славянин желал отдать это высшей
воле, чем воля человеческая. |
| |||||||||