Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

 

Жертвы Коления и Жертвы Сжигания

 

     

Что касается собственно жертв, то они были вообще двух видов: жертвы коления и жертвы сжигания.

 О жертвах коления (заклание) упоминает уже Прокопий, говоря, что славяне поклонялись богу громовержцу, приносили ему в жертву быков, что они, будучи больными или видя близкую смерть в бою, обещали богу принести жертву за спасенную жизнь и, избежав опасности, приносили обещанное в жертву, думая, что той жертвой спасали свою жизнь. Константин Багрянородный, Масуди и Ибн-Фоцлан также говорят о жертвоприношениях у славян.

Жертвы коления и жертвы сжигания

О жертвах коления у русинов ясно говорит Нестор: - 'Жряху бъсомъ, оскверняху землю теребит своими и осквернися кровьмы земля Руская и холмотъ'. Вспоминает о них и Митрополит Иларион в слове своем, отмечая, что освятившись учением Христовым 'уже не жрътвенныя крови вкушающе погибаемъ'.

 Между тем и народное предание сохранил песню обрядовую, где говорится о принесении в жертву козла.

 Жертвы коления приносились ежегодно в честь божества во время праздников, ему предназначенных, и кроме того, в других случаях, когда надо было умилостивить богов, как, впрочем, и при обряде захоронения. Иногда они создавались торжественно жрецами, иногда теми, кто желал принести жертву. В жертву обычно приносились домашние животные и птицы. Например, быки, овцы, козы, куры, иногда лошади и собаки. Во время принесения жертвы осуществлялись гадания, и жрец, чтобы вдохновиться пророческой силой, пил кровь жертвы. После принесения жертвы часть ее раздавали нищим, а остальное оставалось перед идолами, иногда принесенное в жертву использовалось как еда на банкете, проходившем спустя.

 Жертвы коления имели вообще двойной характер: и характер освящения, и характер дара, подношения богам в надежде быть вознагражденным ими кое-чем большим. Жертвы сожжения имели только этот второй оттенок.

 О том, что они были довольно обычными у славян северо-западных и восточных, свидетельствуют остатки, которые находят в городищах и других местах, где они осуществлялись, большого количества пепла, угля, недотлевших костей животных и т. п. Описание жертвы сожжения также в песне краледворськой рукописи, из которой можно сделать вывод, что и при тех жертвах, как и при жертвах заклания приносились домашние животные, т.е. жертвоприношения были общенародными и что осуществлялись они с размахом, блестяще, но не жрецами , а князьями.

 Есть свидетельства, что у славян был обычай приносить в жертву людей, но эти жертвы были очень редко и использовались в чрезвычайных случаях. Между прочим, в жертву приносили таких людей, которых можно было (по мнению язычников) не жалеть. Например, пленных или христиан. Человеческими жертвами славяне стремились смягчить гнев богов и украшали ими религиозные торжества после войны или сражения. Смерть одного человека или многих на поле боя или от болезни, всегда, по религии славян, вызывала смерть другого человека или многих. Источник одного и другого обычая одно и то же. Славянин боялся будущего после смерти - так же боялся как своей, так и насильственной смерти: и то и другое готовило ему посмертные муки, но с боязнью сочеталась у него надежда на благосклонность богов, на возможность умилостивить их очисткой, и та очистка по их мнению находилась в погибели животных или других людей.

 Погребальный обряд сожжения сопровождался также убиванием не только животных, но и людей, и если нет кого-то другого, то, наконец, женщины, жены или наложницы. Для погибающего была надежда, что он той жертвой открывает себе дорогу в рай, и такая же надежда была и для родных покойника, которые верили, что теми жертвами очищается душа от грехов. Все это было для славян жертвой очистки.

  

Назад



Блок Рекламы: