Апис (другое название Хапис)
– священный бык в мифологии Древнего Египта,
который имел собственный храм в городе Мемфисе.
Бык Апис считался посвященным великому Осирису
или Птаху или же иногда выступал даже в качестве
самостоятельно бога, который почитался в районе
Мемфиса.
Первоначально
Апис был
почитаем как воплощение Ка-Птаха, верховного
бога Мемфиса. По данной причине он также был
символом фараонов. Поскольку слово «Ка» в
Древнем Египте означала «бык», Апис обязан был
реально существовать в теле какого-нибудь быка,
а после смерти переселяться душой в другого.

По другим сведениям (согласно Манефону), культ
бога Аписа был распространен
уже в период второй династии египетским царем
Кайехом одновременно с культом Мневиса (также
быка) в Гелиополе. Вторая династия, подобно
первой, располагала свою резиденцию в Мемфисе,
но родом была из Тиниса возле Абидоса, где
наиболее почитаемым был бог Осирис, которому
здесь Апис и считался
посвященным. Первоначально Апис только и был, что живым
символом Осириса (у которого, кстати. есть
подобный эпитет -
«бык преисподней».) Отсюда можно
утверждать, что Апис был
одухотворенным отображением Осириса. Хотя в то
же самое время для народа он был (согласно
Страбону) самостоятельным богом, равным Осирису.
Хотя и Апис и Мневис в
Гелиополе были посвящены богу Осирису, но
все-таки различия были – первый был богом луны,
а второй – богом солнца, а первого иногда даже
считали потомком второго.
Также как и Осирис, Апис был в
очень близких отношениях с Нилом. Кроме того, по
многочисленным приметам, которые обязан иметь
Апис, одна должна была значить
наличие воды в Ниле.
Когда предыдущий бык, который был олицетворением Аписа,, умирал, жрецы шли искать
нового. Найдя нового Аписа его
выводили в Никополь, где кормили в течении
сорока дней. Каждый год праздник Аписа
отмечался во время ежегодного обновления воды в
Ниле. Апис должен был жить не
более двадцати пяти лет, и в случае, если бык
жил дольше, его низвергали в Нил (или просто
топили в колодце).
Согласно Плутарху, Апис был
рожден на свет лучом месяца. Меж его приметами
есть картина нового месяца, новолуния, да и
число 29 (общее число примет Аписа)
указывает на число дней лунного месяца. При
восхождении луны на небо, жрецы отправлялись к
Апису.
Мертвые быки в папирусах
Древней Греции звались Озомневис и Озорапис,
а двадцать пять лет жизни Аписа
указывают на лунный период в египетском
календаре, в котором через каждый двадцать пять
лет определенные фазы луны попадали на одни и те
же дни. Бык, олицетворявший Аписа,
должен был быть черным с несколькими пятнами,
которые для него были характерны. Нахождение
нового быка пышно праздновалось по всей стране.
Апис также упоминается рядом
авторов Античности (наиболее подробно у
Плутарха). Павсаний говорит о том, что этот бык
считался священным для
древнеегипетской мифологии и содержался в
Мемфисе.
В
эпоху эллинизма в Египте возникает культ
антропоморфного бога Сераписа, который включал в
себя все характерные черты египетского
Аписа и традиционную для богов Древней
Греции человеческую внешность.
Многочисленные
курсы английского языка сегодня готовы вам
предложить огромный выбор программ: английский язык
для бизнеса и туризма.