Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Древнеегипетский бог Апис

 

Апис (другое название Хапис) – священный бык в мифологии Древнего Египта, который имел собственный храм в городе Мемфисе. Бык Апис считался посвященным великому Осирису или Птаху или же иногда выступал даже в качестве самостоятельно бога, который почитался в районе Мемфиса.

Первоначально Апис был почитаем как воплощение Ка-Птаха, верховного бога Мемфиса. По данной причине он также был символом фараонов. Поскольку слово «Ка» в Древнем Египте означала «бык», Апис обязан был реально существовать в теле какого-нибудь быка, а после смерти переселяться душой в другого. 

Древнеегипетский бог бык Апис

По другим сведениям (согласно Манефону), культ бога Аписа был распространен уже в период второй династии египетским царем Кайехом одновременно с культом Мневиса (также быка) в Гелиополе. Вторая династия, подобно первой, располагала свою резиденцию в Мемфисе, но родом была из Тиниса возле Абидоса, где наиболее почитаемым был бог Осирис, которому здесь Апис и считался посвященным. Первоначально Апис только и был, что живым символом Осириса (у которого, кстати. есть подобный эпитет -  «бык преисподней».) Отсюда можно утверждать, что Апис был одухотворенным отображением Осириса. Хотя в то же самое время для народа он был (согласно Страбону) самостоятельным богом, равным Осирису. Хотя и Апис и Мневис в Гелиополе были посвящены богу Осирису, но все-таки различия были – первый был богом луны, а второй – богом солнца, а первого иногда даже считали потомком второго.

Также как и Осирис, Апис был в очень близких отношениях с Нилом. Кроме того, по многочисленным приметам, которые обязан иметь Апис, одна должна была значить наличие воды в Ниле.

Когда предыдущий бык, который был олицетворением Аписа,, умирал, жрецы шли искать нового. Найдя нового Аписа его выводили в Никополь, где кормили в течении сорока дней. Каждый год праздник Аписа отмечался во время ежегодного обновления воды в Ниле. Апис должен был жить не более двадцати пяти лет, и в случае, если бык жил дольше, его низвергали в Нил (или просто топили в колодце).

Согласно Плутарху, Апис был рожден на свет лучом месяца. Меж его приметами есть картина нового месяца, новолуния, да и число 29 (общее число примет Аписа) указывает на число дней лунного месяца. При восхождении луны на небо, жрецы отправлялись к Апису.

Мертвые быки в папирусах Древней Греции звались Озомневис и Озорапис, а двадцать пять лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском календаре, в котором через каждый двадцать пять лет определенные фазы луны попадали на одни и те же дни. Бык, олицетворявший Аписа, должен был быть черным с несколькими пятнами, которые для него были характерны. Нахождение нового быка пышно праздновалось по всей стране.

Апис также упоминается рядом авторов Античности (наиболее подробно у Плутарха). Павсаний говорит о том, что этот бык считался священным для древнеегипетской мифологии и содержался в Мемфисе.

В эпоху эллинизма в Египте возникает культ антропоморфного бога Сераписа, который включал в себя все характерные черты египетского Аписа и традиционную для богов Древней Греции человеческую внешность.

Многочисленные курсы английского языка сегодня готовы вам предложить огромный выбор программ: английский язык для бизнеса и туризма.

 


Блок Рекламы:
Солнцезащитные очки со сменными стеклами www.ochi.com.ua
Назад