Культ Цезарей
Многие удивятся, что в эпоху
такого высокого уровня цивилизации, как во времена
Римской империи, возникает так называемый культ
цезарей, т.е. обожествления личности властителя. Оно
опиралось на убеждение древних римлян, что человек
за свои заслуги, силу или разум может получить
настоящее бессмертие и сравняться с богами. Особенно
мог претендовать на титул бога царь, обладавший
неограниченной властью и, казалось, был такой же
мощный, как и бог. Издавна египетским фараонам и
ассирийско-вавилонским обладателям их подданные
отдавали божественные почести.
Полная героев греческая религия не проводила
четкой границы между человеком и Богом, поэтому
культ больших и прославленных людей распространился
в Греции без внешних воздействий. Каждому учредителю
нового поселения, а позже и некоторым особо
заслуженным гражданам в родном городе отдавали
божественные почести как героям. Сначала был обычай
почитать людей как героев только после их смерти, но
около 400 года до нашей эры мы встречаем первый на
греческой земле случай обожествления человека при
жизни. Счастливым избранником был Лизандр,
спартанский адмирал, завоеватель Афин, человек,
который после многолетней войны установила мир и
порядок в Греции, «ему первому», - пишет историк
Плутарх, - «греческие города сооружали жертвенники,
как богу, приносили жертвы и впервые в его честь
пели гимны». С того времени все больше людей
умножают и так уже тесные ряды богов. Начиная с
Александра Македонского, обожествление царя при
жизни становится правилом во всех новообразованных
эллинских государствах.

Римская религия тоже подходила для восприятия культа
царской особы. Божественные почести, которыми
чествовали умерших, которых называли ди манес -
добрыми богами, стирали разницу между человеком и
богом. Обожание, как, впрочем, и любое дело у
римлян, приобрело вид определенных устойчивых
юридических норм. Его вводили после смерти цезаря
постановлением сената. Это называлось
консекрацией. Консекрованый
цезарь получал титул диус – «божественный», имел
свои храмы и своих жрецов. Ему могли также
предоставлять имена и атрибуты существующих богов.
Поэтому мы встречаем императоров, изображенных в
виде Юпитера,
Геркулеса,
Марса,
Аполлона, а императриц -
в виде Юноны, Этреры,
Венеры и даже Весты. Первым был удостоен такой чести
Юлий Цезарь, которому еще при жизни
начали ставить статуи в храмах. В этом потомке
Венеры действительно видели какую-то божественную
сущность и рассказывали, будто его смерть
предсказали странные знамения. Из черных туч,
клубились, раздавались хриплые звуки горнов и
военных рогов, солнце побледнело, среди звезд
появлялись какие лики, шел кровавый дождь, и месяц
наливался кровью, а из священных рощ слышались
грозные выкрики. Когда тело диктатора положили на
костер, в небе появилась комета. Никто не
сомневался, что душа Цезаря уходит
в небо, чтобы отныне жить среди богов.
В тот период людей охватила будто мания обожания. Каждый, кто имел хоть
немного власти, приказывал, чтобы его чествовали
как бога. Больше изобретательности в этом
проявил соперник Октавиана Антоний. Получив власть над
восточными провинциями, он больше думал о том, как
сделать свою жизнь приятной, чем о государственных
делах. Он окружил себя флейтистами, арфистамы,
азиатскими комедиантами и всюду
1
2
Следующая
Также стоит обратить внимание:
| |
|
|
Интересное: |
|
 |
|
 |
|
|