Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Мокоша и Симаргл

    

Мокоша обычно считается богиней. Несмотря на тот факт, что о ее культе ничего не известно, некоторые русские ученые пришли к заключению, что она была богиней плодородия, урожая и женских работ, особенно прядения. Считая ее имя производным от слова «мокрый», некоторые исследователи связывают ее с живительной влагой земли, с персонажем их русского фольклора мать сыра земля и с христианским культом святой мученицы Параскевы, известной как Параскева Пятница. Она была так называемой «святой для женщин», покровительницей акушерок, воды и прядения. В ее день (пятницу) было запрещено прясть, купать детей и стирать белье. Считается, что отзвук культа Мокоши можно найти еще и в характерных для русских вышивок женских фигурах с поднятыми, как бы в обращении к небу, руками. В фольклоре северных областей России находим персонаж - злобное создание женского рода мокоша. Женщины, оставляющие пряжу на ночь, не перекрестив ее, боялись, что она спутает ее и испоганит. Говорили, что присутствие в темноте этого создания с длинными тощими руками и большой головой можно было обнаружить по звуку вращения ее веретена. Хотя у богини Мокоши и у фольклорного персонажа мокоши одинаковые имена, всякая другая связь между ними является чисто гипотетической.

Изображение славянского бога Симаргла

Что касается Симаргла, то все сходятся во мнении о его персидском происхождении, восходящем к мифической птице Древней Персии Сенмурв, или Симарг: отчасти птице, отчасти собаке, отчасти льву или грифону. По персидской легенде, Симарг, отряхивая крылья, сеет семена растений. Симаргл князя Владимира, как полагают, был богом урожая и растений. На некоторых серебряных браслетах из Киева и старой Рязани, которые датируются двенадцатым-тринадцатым веками, есть изображение странного крылатого создания, иногда с лапами и головой собаки, иногда похожего на грифона с головой орла. Это создание имеет сходство с изображением Симарга на старинных серебряных и золотых персидских блюдах. Некоторые считают, что на браслетах изображен Симаргл.

Из вышесказанного понятно, что факты, свидетельствующие о высшем уровне восточнославянской мифологии, о божествах, имеющих политическое, военное, юридическое или социальное значение, весьма скудные. Однако это не послужило препятствием для появления в восемнадцатом веке и позже мифологических фантазий, в которых повествовательная линия построена практически без фундамента. В этом отношении главную роль сыграла мифологическая школа девятнадцатого века под руководством А. Н. Афанасьева. Для Афанасьева и его коллег-мифологов основой славянского язычества было поклонение природе и стихиям. Считается, что на этой серебряной подвеске головного убора двенадцатого — начала тринадцатого века, найденной в Киеве, изображен Симаргл В частности, небо олицетворял Сварог, бог богов, прародитель более мелких божеств стихий и отец небесного огня в лице солнца Дажбога и земного огня — Сварожича.

 




Блок Рекламы:
Назад