Чрезвычайно широк, веротерпимый
политеизм римлян легко вбирал в себя чужие
религиозные представления, так что в конце и
странная религия напоминала сборище богов со всех
концов света. Это, конечно, не произошло сразу. Но
началось рано, и по мере оживления отношений Рима с
отдельными государствами чужие боги прибывали все
живее и все в большем количестве. Привезенные
издалека рабы, иноплеменные купцы, солдаты,
возвращавшиеся из войн, чужестранцы, которые
поселялись навсегда, - все приносили какие-то свои
собственные святыни.
Глубже проникло влияние
греков, их религия
так слилась с римской, что впоследствии сами римляне
не видели разницы между своими и греческими богами.
Ни в одну эпоху и ни у каких народов мы не встречаем
пример такого полного подчинения чужой религии, и
самое удивительное, что произошло это добровольно, а
не по принуждению. В значительной степени это
произошло благодаря книгам Сивилл.
Легендарная история этих книг такова. Однажды к царю
Тарквинию пришла незнакомая женщина
и принесла девять книг, в которых, по ее словам,
было божье предсказание. Тарквиний
спросил о цене книг. Незнакомая назвала очень
большую сумму, и царь решил, что имеет дело с
сумасшедшей. Тогда женщина в его присутствии
разложила костер и сожгла три книги из девяти, а
потом спросила царя, не хочет ли он купить остальные
шесть книг за ту же цену. Это показалось
Тарквиния настоящим безумием. Но когда
незнакомка сожгла еще три книги и за те три
оставшихся запросила ту же цену, царь догадался, что
здесь кроется какая-то тайна, взял книги и заплатил
определенную сумму.
Незнакомка
сразу же пошла из дворца, и ее никогда больше не
видели. Говорили, будто бы была прорицательница
по имени Сивилла. Три книги,
названные по тому времени Сивиллиными,
царь отдал на хранение в священное место,
поручив присматривать за ними специальным
жрецам.
Сначала
таких жрецов было два, потом десять и наконец
пятнадцать. И когда на страну свалилось горе,
римский сенат вызвал их, чтобы они посмотрели в
книги Сивилл и нашли в них
совет, как избавиться бедствия. И, о чудо,
книги Сивилл всегда советовали
одинаково: привести в Рим некое новое божество.
Ведь это были просто книги с греческими
религиозными предписаниями, и как бы их читали и
толковали, неизменно находили в них ссылки на
еще неизвестный в Риме культ. Таким образом
оказался в Риме греческий
Аполлон и даже сохранил свое имя, и его сын
Асклепий, которого
почитали на берегах Тибра под именем Эскулапа и
Диоскуры - Кастор и Полидевк, и
Геракл, которого
римляне называли Геркулесом, и многие другие.
Римляне имели такое огромное количество богов,
всегда кто-то из них мог, наконец,
соответствовать нововведенному богу. Именно
тогда Минерва дала
свое имя греческой Афине,
Церера -
Деметре,
Персефону переименовали
в Прозерпину, которая у римлян была одной из
богинь всходов. Венера нераздельно слилась с
Афродитой. Наконец
вся греческая мифология перебралась в Рим, где
ее очень благосклонно встретили римские поэты.
Неуклюжие римские боги ожили соединились в
супружеские пары, приняли, как собственные, все
греческие легенды. Греческая мифология заполнила
ту пустоту, которой веяло от суровой римской
религии.
Вместе с греческими в Рим
наплывали восточные божества. Первой появилась
«мать богов», малоазийская Кибела. Произошло это
в тяжелый для Рима период - во время войны с
Ганнибалом. По совету книг Сивилл,
сенат решил привезти с Пессинунта в Малой Азии,
статую матери богов. Корабль, везший святыню,
прибыл в устье Тибра. Встречать богиню вышли
сенаторы, воины, весталки, толпа народа.
1
2
3
Следующая
Также стоит обратить внимание: