Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Наплыв чужих религий

Еще до того, как в мире воцарилось христианство, древние люди усвоили некоторые христианские представления. Так, например, они узнали, что аскетизм, т.е. отречение житейских удовольствий, жизнь чистая и полная самопожертвования могут приблизить к непознаваемому божеству. Эти взгляды проповедовались в восточных мистериях, которые далеко на второй план отодвинули древние греческие мистерии. Восточные религии привлекали людей еще и тем, что они не ограничивались какой страной или народом, не делали различия между греками или римлянами и варварами, разницы между господами и рабами, к каждому человеку, независимо от его состояния или происхождения, относились как к грешнику, ищущего утешения. Поэтому неудивительно, что количество их сторонников росло прежде всего за счет рабов, бедняков и солдат. Во всех концах древнего мира мы встречаем храмы, часовни и жертвенники этих восточных божеств.

 Распространенным был иранский культ Митры. Римские легионы, где он имел больше сторонников, занесли его на берега Дуная и в леса Германии; среди песков Африки и в туманной Британии стояли жертвенники этого бога света. Он назывался Соль Инвиктус - Солнце Непобедимое. Мистерии Митры учили, что каждый человек находится между враждебными силами света и тьмы, а после смерти за его душу борются злые и добрые силы. Только перед посвященными, которые знают слова заклинания, открываются восемь ворот, ведущих в высшие небесные сферы, к вечному счастью. Слабому и убогому человеческому существу помогает Митра как в земной жизни, так и в потусторонней. Он сам когда-то сошел на землю и снова вернулся на небо. Посвященные проходили различные стадии, и им давали разные имена: воронов, солдат, львов и т.д. Высшая стадия означалась именем «отца». У митроистов была разновидность крещения, которое очищало от грехов, они устраивали общие трапезы в ознаменование различных событий из жизни Митры. Все эти обряды выполнялись в подземных гротах.

 Теперь уже никто не боролся с чужими богами. В небытие ушли времена, когда по приказу сената и консулов разрушали часовни Изиды. И сенаторы, и консулы уже давно сами исповедовали восточные религии. Это просто считалось хорошим тоном, поскольку сами Цезари стали поддерживать чужих богов вместо некоторых отечественных. Наконец и Цезари были уже не римского происхождения. Так, например, Гелиогабал, в тоненьких жилах которого текла сирийская кровь 219 году нашей эры привез в Рим каменный фетиш бога солнца, Ваала, и когда торжественная процессия несла эту восточную святыню, статуи всех римских богов сопровождали его, словно свита слуг. Огонь Весты прежнему, горел в уважаемом храме, Братья Пахари все еще повторяли свои непонятные молитвы, Луперк бегал вокруг Палатина, как и во времена Ромула, однако римской религии уже не было. Была какая-то мешанина всевозможных богов Востока и Запада, Севера и Юга, дикий кавардак противоречивых религиозных понятий, собрание верований, культов и обрядов, в которых не было ни порядка, ни руководящей мысли. Каждый верил во что хотел, а в действительности со дня на день ожидал нового откровения. Его дало наконец христианство и удивительно легко одержало победу над престарелыми и отчасти мертвыми религиями. Дольше сопротивлялась чужим влияниям и даже победному походу христианства в итальянских деревнях староримская религия. Жители сел языки (отсюда происходит наше «язычник»), круг земледельческих работ которых на полях, виноградниках и в садах оставался неизменным от древних времен, были глухи к призывам из далекого мира и свято соблюдали древние заповеди хорошего царя Нумы. В их хижинах, таких же, как и та, где жил Ромул, всегда наибольшей святыней был очаг, которым занимались домашние божества. Их религия основывалась на чувствах, связанных с таинственной жизнью земли и несгибаемых древних обычаях. Кроме того, в ней было какое-то удивительное постоянство. Всегда тот же прастарый дуб, та самая горная вершина, та самая священная роща сосредоточивали на себе религиозное внимание спокойного народа, жившего вдали от шума и лишений большого мира.

 Нельзя определить, когда, собственно, исчезла и сельская - «языческая» - религия, но, видимо, произошло это слишком поздно: тогда уже в Риме, «столицы апостола Петра», сидели верховные жрецы новой, общей религии.


1  2  3 


Также стоит обратить внимание:

Богиня древнего Рима Юнона Минерва
и
Юнона
  Богиня Древнего Рима Церера Божества Земли и Урожая  
   


Блок Рекламы:
Назад