Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

 

Праздники и Игры Языческие

 

     

У древних славян были разные обряды, различные религиозные праздники, которые осуществлялись в определенное время, повторялись в определенные дни, на одном и том же месте.

 Славяне распределяли свои праздники согласно трем видам деятельности света, выражавшееся временами года, который делился на три части.

 Первым был праздник Весны, торжество в честь Лада, воскресение или возвращение солнца, летний солнцеворот.

Праздники и игры языческие

Праздник Весны начинался достаточно рано - только начинал таять снег, отправлялось богослужение и приносился в жертву козел. Зеленая веха, т.е. высокая ветка, связанная вроде метлы, которую у нас на Покутье днем св. Георгия (на Юрия) утром каждый хозяин вонзает в острог у ворот своего подворья, является как бы объявлением весеннего праздника. Памятником подобных древних обычаев у славян остались песни, в которых упоминается о таком жертвоприношении и обычае водить козла. Кроме того, хоровод ребят поет песни, вспоминая имя Лада и Леля, то есть светлого. С этим сочетался символический обряд потопления зимы и призвания или прикликивания весны, от чего остались крики в песнях, называемых веснушками и гаивками (галилкамы, гагулкамы).

 'Ой уже Весна воскресла Ой что нам принесла' и др.

 или 'Благослови, мама, Ой, мать Лада, мать, Весну призвать' и др.

 или 'Ой Дед, Дед, да и Ладо! И поведай, козлы, правду: что вам имею поведать, Если ничего не слышно и др.

 Праздник весны имал четыре значения: религиозное, земледельческое, семейное и поминальное.

 Во-первых, было торжество прихода весны. Оно начиналось призывом матери солнца, великой Лады. После того пели торжественные гимны в честь солнца; хоровод обращался к луне и звездам; пели песни в честь воды; молились о плодородии и посыле дождя, обращались к лесам, прося их развиться, призывали птиц развеселить пением великолепные дубравы. Затем отбывали символические игры, некоторые из них символизировали весну, другие означали воспоминания о мифологических событиях.

 Второе значение этого праздника было земледельческое; земледельческие работы изображались в нем символическими образами. Доказательством того являются игры; например, сеяние проса и хороводные песни, где изображается пахота, посев мака, льна, ячменя, пшеницы и др. и различные сельские работы. Все это, воплощалось в священнодействии, будто освящая полевые работы крестьян.

 Третье значение праздника Весны  было семейное: Любовь светоносного мужского и водного женского божеств, т.е. Святовита и Диванны, служила праобразом сочетания полов на земле Поэтому в хороводе, составленном для богослужения, ребята должны сочетаться браком для прославления верховной любви в конце праздника, а к тому времени в своих играх и песнях выражали взаимную любовь, ухаживания и т.д.

 Четвертое значение праздника было поминальное. Тот же праздник называется ныне Радуница, или провода и могилки. После веселых игр ходили славяне на могилки или к тем памятникам, где стояли на столбах сосуды с пеплом умерших, приносили туда еду и напитки, делали возлияние в честь покойников, а женщины в песнях-плачах вспоминали достоинства умерших. Затем справлялась тризна, торжественный пир, на котором ели и пили, называемые и незваные в честь покойников. А тогда начиналась борьба и ристания, подобно древним грекам. Те богатырские игры считались необходимыми для умерших. Мы имеем описание такой языческой тризны у Нестора, где говорится, что после банкета над могилой Игоря княгиня Ольга пригласила древлян на поединок с киевлянами.

 После праздника Весны начинались полевые работы, сопровождавшиеся песнями и весельем. Все это выглядело богослужениям Ладе. Вечерами собирались молодые люди в круг возле воды у рощ или левад. Это были 'игрища между селами', на которых, по словам Нестора, 'умыкаху в воды дъвиця'.

 Когда земледельцы закнчивали сеять и наступало больше свободного времени, когда лучи солнца припекали ощутимее и развитие органической жизни шло быстрее, славяне праздновали праздник в честь Лада, который назывался Семик, слово то совпадает с семью тысячами дней царствования Дажбога и семью мечами Руевита. Праздник тот назывался на Руси Ярилой, а у словаков Турица и Литницамы. И это слово имело у славян четыре значения. Идея его - это поклонение светоносному существу, богу Руевиту. Девушки и парни в венках, с ветвями собирались в круг на берегу реки на возвышении, в роще. Срубленное дерево, украшенное лентами (видимо, раньше символическими знаками) служит непременным условием того праздника у русинов. Как правило то дерево - береза, и кажется, оно символизировало мать Ладу - природу.

 

1  2  Следующая

Назад

Интересное: