![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Греция | Рим | Египет | Славяне | Русь | Япония | Индия | Христианство |
Праздники и Игры Языческие
У
древних славян были разные обряды, различные
религиозные праздники, которые
осуществлялись в определенное время, повторялись
в определенные дни, на одном и том же месте.
Славяне
распределяли свои праздники
согласно трем видам деятельности света,
выражавшееся временами года, который делился на
три части.
Первым
был праздник Весны, торжество в
честь Лада, воскресение или возвращение солнца,
летний солнцеворот.
Праздник Весны начинался
достаточно рано - только начинал таять снег,
отправлялось богослужение и приносился в жертву
козел. Зеленая веха, т.е. высокая ветка,
связанная вроде метлы, которую у нас на Покутье
днем св. Георгия (на Юрия) утром каждый хозяин
вонзает в острог у ворот своего подворья,
является как бы объявлением весеннего праздника.
Памятником подобных древних обычаев у славян
остались песни, в которых упоминается о таком
жертвоприношении и обычае водить козла. Кроме
того, хоровод ребят поет песни, вспоминая имя
Лада и Леля, то есть светлого. С этим сочетался
символический обряд потопления зимы и призвания
или прикликивания весны, от чего остались крики
в песнях, называемых веснушками и гаивками (галилкамы,
гагулкамы).
'Ой уже
Весна воскресла Ой что нам принесла' и др.
или
'Благослови, мама, Ой, мать Лада, мать, Весну
призвать' и др.
или 'Ой
Дед, Дед, да и Ладо! И поведай, козлы, правду:
что вам имею поведать, Если ничего не слышно’
и др.
Праздник
весны имал четыре значения: религиозное,
земледельческое, семейное и поминальное.
Во-первых,
было торжество прихода весны. Оно начиналось
призывом матери солнца, великой Лады. После того
пели торжественные гимны в честь солнца; хоровод
обращался к луне и звездам; пели песни в честь
воды; молились о плодородии и посыле дождя,
обращались к лесам, прося их развиться,
призывали птиц развеселить пением великолепные
дубравы. Затем отбывали символические игры,
некоторые из них символизировали весну, другие
означали воспоминания о мифологических событиях.
Второе
значение этого праздника было земледельческое;
земледельческие работы изображались в нем
символическими образами. Доказательством того
являются игры; например, сеяние проса и
хороводные песни, где изображается пахота, посев
мака, льна, ячменя, пшеницы и др. и различные
сельские работы. Все это, воплощалось в
священнодействии, будто освящая полевые работы
крестьян.
Третье
значение праздника Весны
было
семейное: Любовь светоносного мужского и водного
женского божеств, т.е. Святовита и Диванны,
служила праобразом сочетания полов на земле
Поэтому в хороводе, составленном для
богослужения, ребята должны сочетаться браком
для прославления верховной любви в конце
праздника, а к тому времени в своих играх и
песнях выражали взаимную любовь, ухаживания и
т.д.
Четвертое
значение праздника было поминальное. Тот же
праздник называется ныне Радуница, или провода и
могилки. После веселых игр ходили славяне на
могилки или к тем памятникам, где стояли на
столбах сосуды с пеплом умерших, приносили туда
еду и напитки, делали возлияние в честь
покойников, а женщины в песнях-плачах вспоминали
достоинства умерших. Затем справлялась тризна,
торжественный пир, на котором ели и пили,
называемые и незваные в честь покойников. А
тогда начиналась борьба и ристания, подобно
древним грекам. Те богатырские игры считались
необходимыми для умерших. Мы имеем описание
такой языческой тризны у Нестора, где говорится,
что после банкета над могилой Игоря княгиня
Ольга пригласила древлян на поединок с
киевлянами.
После
праздника Весны
начинались полевые работы, сопровождавшиеся
песнями и весельем. Все это выглядело
богослужениям Ладе. Вечерами собирались молодые
люди в круг возле воды у рощ или левад. Это были
'игрища между селами', на которых, по словам
Нестора, 'умыкаху в воды дъвиця'. Когда земледельцы закнчивали сеять и наступало больше свободного времени, когда лучи солнца припекали ощутимее и развитие органической жизни шло быстрее, славяне праздновали праздник в честь Лада, который назывался Семик, слово то совпадает с семью тысячами дней царствования Дажбога и семью мечами Руевита. Праздник тот назывался на Руси Ярилой, а у словаков Турица и Литницамы. И это слово имело у славян четыре значения. Идея его - это поклонение светоносному существу, богу Руевиту. Девушки и парни в венках, с ветвями собирались в круг на берегу реки на возвышении, в роще. Срубленное дерево, украшенное лентами (видимо, раньше символическими знаками) служит непременным условием того праздника у русинов. Как правило то дерево - береза, и кажется, оно символизировало мать Ладу - природу.
|
| |||||||||