Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

 

Праздники и Игры Языческие

 

     

У римлян ставили также дерево, в честь Афродиты (Майи) по имени arbor majalis, нем. Maibaum; так же у индейцев изображалась Бгавана, всеобщая мать, в образе лотоса. Религиозно-земледельческое значение праздника Лета видно из обычая ходить полями с образами, увитыми цветами, распевая соответствующие той поре (русальные) песни, которые сейчас приобрели совсем христианского значения.

В семейном отношении литницкие песни выражают предчувствие скорейшего браку. Во время праздника Лета приносились жертвы русалкам - до этого времени существует в Карпатской Руси название русальное воскресенье, русальные святки, русалии наконец, в завершение длительного праздника Лады, отправлялось большое торжество Купала. Ни один из народных праздников после принятия христианства не остался у славян с его откровенно языческими чертами, как купальные праздник, хотя духовенство пыталось уничтожить его. О нем упоминается у Стоглавого, 'Синопсисе' Гизеля и Густинской летописи.

 У Стоглавого жалуются, 'что противъ праздника Рождества Иоанна Предтечи противъ ночи и въ весь день до ночи мужи и жены и дъты въ домъхъ и по улицъ и, ходя по водамъ, глумы творятъ со всякими играми и всякими скоморошествы и пъсны сатанинскимы, ночью въ рошъ, омываются водой и пожаръ запаливъ, перескакаху по древнему нъкоему обычаю '. Соплетаютъ себъ вънцы отъ зелий и возлагаютъ на главу и опоясуются или еще же на томъ бъсовскомъ игралищъ кладутъ огонь и окрестъ его емшеся за руцъ нечестиво ходятъ и скачутъ и пъсны поютъ, сквернаго Купала часто повторяюше и чрезъ огонь прескакующе '.

 У западных славян этот праздник называется Соботкой, у русинов Карпатских (лемков и краинян) Собиткою.

 Кроме славян, этот праздник был известен многим народам. Например, у немцев (johannisfeuer), у литовцев, у финнов, монголов, даже у древних греков и римлян существовал праздник, во время которого жгли костер и перепрыгивали через огонь. Сам Овидий говорит, что он трижды перепрыгнул через огонь и его кропили водой с лавровой ветви. Таким образом, празднование славянского Купала было общим праздником всего языческого мира.

 Этот обряд осуществляется ныне в южной Руси таким образом. Прежде всего молодежь идет купаться, потом девушки надевают венки из черноклена с душистым зельем, подпоясываются чернобылем (Artemisia vulgaris) и перед заходом солнца собираются на холме непременно над рекой. Там ставят два изображения: одно чучело похожее на человека, второе - на дерево, убранные в женские одежды, ленты и венки. Этим деревом, конечно является черноклен (Acer campestre), затем разбрасывают кучи соломы, зажигают и, став кругом, поют песни, держа образы. В паре парень с девушкой скачут через огонь, потом, когда все перескачут, бросают на воду изображения, из которых мужское называется Купалой, а женское - Мореной. Потом сбрасывают с себя венки на воду и поют песни. Купало и Морена означают Святовита, светоносное начало и водное начало или Диванну. Теперь они называются в народе царь-огонь и царица-водица. Значение того праздника было символическое сочетание браком Солнца с Водой, от которого образовались жизнь и любовь в созидании.

 Третий праздник у славян это Праздник Зимы, в то время, когда сонце имело наименьшую силу и возвращало снова ее на весну, когда зима борется с летом (т.е. зимний солнцеворот). Праздник Зимы имеет основание в общечеловеческом мифологическом смысле рождения света.

 В Персии праздновали в конце декабря - Мигрган и называли его праздником рождения непобедимого солнца. В Египте подобно этому жрецы праздновали рождение Осириса. У римлян также праздновали Январские календы, которые назывались Natales Solis invicti. Тот праздник принадлежал также и к поклонению Митре, который назывался непобедимым солнцем. У славян был в то время праздник, называемый теперь Колядой. У славян отправлялось оно в отношении религиозном в честь солнца, которое рождалось. Отсюда делаем вывод: год славяне начинали с зимнего поворота солнца (Солнцеворота). Святовит, пораженный на время Чорнобогом, встает и начинает оживлять природу. А поскольку солнце осуществляет деятельность свою постоянно, и сначала появляется оно малым, то отсюда возникло представление у всех языческих народов о рождении и детстве светоносного начала в годовом его бытии, отсюда происходит изображение женщины (олицетворения природы) с младенцем. Наверное, это был также праздник, потому что в некоторых обрядовых песнях об этом говорится по языческими представлениям. В то время осуществлялись игры и различные гадания и приносились жертвы.

 В отношении семейном праздник имело то значение, кажется, что тогда проводили хоровод на весну и освящали религиозными обрядами. Свое значение имел праздник и относительно земледелия. Обычай щедровать и частично колядовать и поздравлять на новый год был преимущественно земледельческим. Певцы - колядники и щедривники - под окном прославляют богатство и счастье хозяина и желают ему такого же добра и на следующий год. Обычай посыпки зерна на новый год имел, кажется, значение освящения зерен, которые готовились для посева.

 Такими были праздники Лета древних славян, которые отвечали годовому кругу солнца, из чего видно, что основой того круга было поклонение солнцу.

 

1  2

Назад



Блок Рекламы: