Рудра произошел изо лба Брахмы, подобен пламени
гнева. В нем нашли свое воплощение все наиболее
разрушительные силы и наиболее устрашающие свойства
всех богов. Одинокий, мрачный и очень свирепый, он
шел ото всех и нашел свое пристанище в пустынных
горах на севере, на Химавате. Он был властелином над
всеми зверьми, и потому звали его Пашупати,
Властелин Зверей. Имевший облик дикого охотника, он
был одет в шкуры, с черными волосами, которые были
стянуты в тугой узел, он бродил по лесам,
вооруженный стрелами и черным луком.
Но не только лишь над зверьми была у него
власть, и не только лишь в горах и лесах его
дом. Он везде, и все живое трепещет пред его
ужасающими стрелами, которые несут болезни и
смерть. Для того, чтобы оградиться от гнева
Рудры,
его умилостивляют молитвами к нему. В его силах
навести на людей и скот порчу, но в то же время
он- величайший целитель, он помогает тем, кто
молится к нему. Из-за этого его позже начали
называть Шива, имя, которое означает Милостивый.
Дакша, властелин всех созданий,
выдал за Шиву свою дочь Сати. Но этот
божественный союз не связал грозного бога и
Дакшу узами дружбы. Однажды
горделивый Дакша пришел на
собрание богов и мудрейших. В тот момент, когда
он вошел туда, все встали со своих стульев и
кресел, приветствуя его своим почтением; лишь
только Брахма и Рудра остались
сидеть. Дакша пришел в ярость:
«Как Рудра, супруг моей дочери,
не воздал мне достоянной почести!»
И он затаил глубокую обиду на
Рудру. Рассказывали, что в те времена,
на границе Золотого Века, когда добродетель
пошатнулась, Властелин созданий Дакша,
по велению и желанию богов, сотворил самое
первое жертвоприношение с целью искупления
греха. Жертвоприношение проводилось на горе
Химават, в месте где все начинается, где
священная река Ганга срывается со скал в долину,
и созвал Дакша на него всех
богов, сыновей Адити. Лишь Рудру
он не позвал, все еще питая неприязнь к нему
после того памятного случая на собрании богов.
Узнав о том, что Рудра остался
без доли в жертвоприношении, добрая Сати
кинулась в пламя костра и сгорела, оскорбленная
пренебрежением, которое высказал отец ее мужу.
Очень зол
в своем гневе был Рудру.
Тогда он схватил лук и отправился туда, где
проводился обряд. Лишь только он там появился,
как затряслась земли, зашатались горы, перестал
дуть ветер, перестал гореть огонь, звезды, луна
и даже солнце померкли, и на мир опустилась
тьма. Боги устрашенные гневом пали на колени.
Рудра поразил жертву стрелой, и
он, воплотившись в антилопу, побежала в небо.
Там она превратилась в созвездие Мригаширша. И
до сих пор можно наблюдать на ночном небе в
созвездии Мигаширша пронзенную голову антилопы,
а в созвездии Ардра- охотника, гонящегося за
ней. Лишь только жертва исчезла из поля зрения,
боги настолько устрашились, что потеряли
сознание. Гневный Рудра кинулся
на сыновей Адити и окончанием своего лука выбил
все зубы богу Пушану, властелину стад и дорог;
выбил глаза Бхаге, хранителю счастливой судьбы;
оторвал руки богу солнечного света Савитаре.
Разбегаясь в страхе во все стороны, боги так
сильно кричали, что тетива на луке Рудры
лопнула. Только после этого они решили
приблизиться к нему и молит о пощаде. Мудрый
Брихаспати, сын Ангираса, наставник богов и
жрец, смог уговорить Шиву. Рудра
выбросил свой гнев в воду, и гнев этот
превратился в огонь, который превратил воду в
пар. Он вернул Пушану его зубы, Савитуру – руки,
а Бхаге глаза. Но все же говорят, что Пушану
требует в жертву кашу,
что бог счастья Бхага все таки слеп, а
руки из золота Савитару приделал Тваштар, его
брат, искусный мастер и создатель множества
необычных и прекрасных вещей; и говорят что
именно эти руки- как золотые лучи, простирает
Савитар каждое утро над вселенной.
Говорили также, что Рудра
в гневе оторвал голову и самому Дакше,
и как ее не искали найти не смогли, и пришлось
приставить ему вместо его головы голову козла. И
сказал тогда Рудра Брахме: «Я
был сотворен раньше всех их. Так почему же они
получили свою долю в жертвоприношении, а я-
нет?». И
велел тогда верховный бог, чтобы и асуры и боги
с этого момента приносили жертву Рудре,
почитали его и восхваляли.
Существовали и другие истории о жертвоприношении
Дакши. Говорили, что жертвой в
то время был сам Дакша,
которого боги решили наказать за очень тяжкий
грех. Он домогался собственную дочь,
прекраснейшую Рохини, и был случай, когда он,
обернувшись козлом, вступил с ней в сексуальную
связь, когда она приняла облик антилопы. Боги
тогда сами решили позвать Руру, для того, чтобы
он наказал грешника; а за деяние это
Рудра стал требовать себе власть над
скотом и зверьми.
Был еще вариант, что сам Рудра
и был плодом той преступной связи. Но все это-
древнейшие сказания, которые забылись еще в те
же давние времена.
Грозным
страшным был бог Рудра,
и таки же появилось на свет его потомство.
Рудры- его исчадия, везде
следовали за ним. Они были очень похожи на змей,
шипели, вопили, дико завывали, носились по лесам
в поисках добычи. По воле Рудры,
из лесов и гор они спускались к жилью людей,
духи, несущие невзгоды, насылали мор на скот и
людей. Существовали также другие его сыновья -
Маруты, боги бури. Когда-то Рудра,
превратившись в быка, вступил в некую связь с
Землей, которая приняла облик пятнистой коровы,
и произошло от этого брака трижды семь сыновей,
прекрасных и сильных. И хотя отец их был
Рудра, они стали воинством Индры,
который полюбил их как своих собственных детей.
В шлемах и доспехах из золота, с огненными
молниями отправлялись Маруты в путь на
сверкающих колесницах, которые тащили пятнистые
олени и, неистовые, как буря, летели они по неб,
закрывая ото всех око солнца. Содрогались горы,
склонялись леса, когда они сопровождали бога
Индру в его сражениях с асурами и чудищами.
Публикации по Теме: