Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Рудра и жертвоприношение Дакши

 

     Рудра произошел изо лба Брахмы, подобен пламени гнева. В нем нашли свое воплощение все наиболее разрушительные силы и наиболее устрашающие свойства всех богов. Одинокий, мрачный и очень свирепый, он шел ото всех и нашел свое пристанище в пустынных горах на севере, на Химавате. Он был властелином над всеми зверьми, и потому звали его Пашупати, Властелин Зверей. Имевший облик дикого охотника, он был одет в шкуры, с черными волосами, которые были стянуты в тугой узел, он бродил по лесам, вооруженный стрелами и черным луком.

     Но не только лишь над зверьми была у него власть, и не только лишь в горах и лесах его дом. Он везде, и все живое трепещет пред его ужасающими стрелами, которые несут болезни и смерть. Для того, чтобы оградиться от гнева Рудры, его умилостивляют молитвами к нему. В его силах навести на людей и скот порчу, но в то же время он- величайший целитель, он помогает тем, кто молится к нему. Из-за этого его позже начали называть Шива, имя, которое означает Милостивый.

Индийский бог Рудра 

    Дакша, властелин всех созданий, выдал за Шиву свою дочь Сати. Но этот божественный союз не связал грозного бога и Дакшу узами дружбы. Однажды горделивый Дакша пришел на собрание богов и мудрейших. В тот момент, когда он вошел туда, все встали со своих стульев и кресел, приветствуя его своим почтением; лишь только Брахма и Рудра остались сидеть. Дакша пришел в ярость: «Как Рудра, супруг моей дочери, не воздал мне достоянной почести!»  И он затаил глубокую обиду на Рудру. Рассказывали, что в те времена, на границе Золотого Века, когда добродетель пошатнулась, Властелин созданий Дакша, по велению и желанию богов, сотворил самое первое жертвоприношение с целью искупления греха. Жертвоприношение проводилось на горе Химават, в месте где все начинается, где священная река Ганга срывается со скал в долину, и созвал Дакша на него всех богов, сыновей Адити. Лишь Рудру он не позвал, все еще питая неприязнь к нему после того памятного случая на собрании богов.

    Узнав о том, что Рудра остался без доли в жертвоприношении, добрая Сати кинулась в пламя костра и сгорела, оскорбленная пренебрежением, которое высказал отец ее мужу. Очень зол  в своем гневе был Рудру. Тогда он схватил лук и отправился туда, где проводился обряд. Лишь только он там появился, как затряслась земли, зашатались горы, перестал дуть ветер, перестал гореть огонь, звезды, луна и даже солнце померкли, и на мир опустилась тьма. Боги устрашенные гневом пали на колени. Рудра поразил жертву стрелой, и он, воплотившись в антилопу, побежала в небо. Там она превратилась в созвездие Мригаширша. И до сих пор можно наблюдать на ночном небе в созвездии Мигаширша пронзенную голову антилопы, а в созвездии Ардра- охотника, гонящегося за ней. Лишь только жертва исчезла из поля зрения, боги настолько устрашились, что потеряли сознание. Гневный Рудра кинулся на сыновей Адити и окончанием своего лука выбил все зубы богу Пушану, властелину стад и дорог; выбил глаза Бхаге, хранителю счастливой судьбы; оторвал руки богу солнечного света Савитаре. Разбегаясь в страхе во все стороны, боги так сильно кричали, что тетива на луке Рудры лопнула. Только после этого они решили приблизиться к нему и молит о пощаде. Мудрый Брихаспати, сын Ангираса, наставник богов и жрец, смог уговорить Шиву. Рудра выбросил свой гнев в воду, и гнев этот превратился в огонь, который превратил воду в пар. Он вернул Пушану его зубы, Савитуру – руки, а Бхаге глаза. Но все же говорят, что Пушану требует в жертву кашу,  что бог счастья Бхага все таки слеп, а руки из золота Савитару приделал Тваштар, его брат, искусный мастер и создатель множества необычных и прекрасных вещей; и говорят что именно эти руки- как золотые лучи, простирает Савитар каждое утро над вселенной.  Говорили также, что Рудра в гневе оторвал голову и самому Дакше, и как ее не искали найти не смогли, и пришлось приставить ему вместо его головы голову козла. И сказал тогда Рудра Брахме: «Я был сотворен раньше всех их. Так почему же они получили свою долю в жертвоприношении, а я- нет?».  И велел тогда верховный бог, чтобы и асуры и боги с этого момента приносили жертву Рудре, почитали его и восхваляли.

    Существовали и другие истории о жертвоприношении Дакши. Говорили, что жертвой в то время был сам Дакша, которого боги решили наказать за очень тяжкий грех. Он домогался собственную дочь, прекраснейшую Рохини, и был случай, когда он, обернувшись козлом, вступил с ней в сексуальную связь, когда она приняла облик антилопы. Боги тогда сами решили позвать Руру, для того, чтобы он наказал грешника; а за деяние это Рудра стал требовать себе власть над скотом и зверьми.

     Был еще вариант, что сам Рудра и был плодом той преступной связи. Но все это- древнейшие сказания, которые забылись еще в те же давние времена.

    Грозным  страшным был бог Рудра, и таки же появилось на свет его потомство. Рудры- его исчадия, везде следовали за ним. Они были очень похожи на змей, шипели, вопили, дико завывали, носились по лесам в поисках добычи. По воле Рудры, из лесов и гор они спускались к жилью людей, духи, несущие невзгоды, насылали мор на скот и людей. Существовали также другие его сыновья - Маруты, боги бури. Когда-то Рудра, превратившись в быка, вступил в некую связь с Землей, которая приняла облик пятнистой коровы, и произошло от этого брака трижды семь сыновей, прекрасных и сильных. И хотя отец их был Рудра, они стали воинством Индры, который полюбил их как своих собственных детей. В шлемах и доспехах из золота, с огненными молниями отправлялись Маруты в путь на сверкающих колесницах, которые тащили пятнистые олени и, неистовые, как буря, летели они по неб, закрывая ото всех око солнца. Содрогались горы, склонялись леса, когда они сопровождали бога Индру в его сражениях с асурами и чудищами.

 

       Публикации по Теме:

Деяния Индры
Интересное:

Назад