Поклонение земле в восточнославянской мифологии
немногим уступало лишь поклонению воде и огню.
Однако в качественном отношении связь между
человеком и землей несколько отличается от
поклонения воде и огню. Слово «земля» в русском
языке женского рода и по сути своей сугубо женское
понятие в русской и восточнославянской мифологии.
Для сельскохозяйственной общины, в частности, земля
— это кормилица, влажная и плодородная. Она
принимает в себя семена, дает новую жизнь в урожае.
«Тысячи братьев одним поясом подпоясаны, На мать
поставлены» такими словами в загадке описываются
снопы злаков, стоящие на поле.
В
русских верованиях и обычаях, связанных с землей,
ощущается общее убеждение в том, что земля живая, ее
доброту следует заслужить и чувства ее надо уважать.
Те, кто работал на земле, вступали в доверительные
личные взаимоотношения, просили ее благословения,
чтобы взять то, что она могла дать. Сеятель первых
семян перед посевом постился и часто надевал ту
рубаху, в которой причащался. Когда урожай был
собран, тщательно следили за тем, чтобы обеспечить
плодородие земли на следующий год. Земле
преподносился в дар хлеб и соль и последний не
срезанный сноп злаков скручивался в жгут, известный
под названием «борода Ильи», концы которого
загибались так, чтобы он соприкасался с землей.
Считалось, что земля зимой спала и просыпалась
только после таяния снегов, когда почва становилась
мягкой. Некоторые даже говорили, что земля в это
время становилась беременной и, следовательно,
нежелательно вторгаться в нее, например пахать,
копать или ставить столбы для забора. Такие работы
были позволительны только после весеннего праздника
Благовещения. В это время земля пробуждалась и
открывалась так же, как она закрывалась снова в
осенний праздник Воздвижения.
Верования людей в силу и
святость земли проявлялись не только в контексте
сельского хозяйства. Даже к середине девятнадцатого
века произносилась торжественная клятва землей,
которая была столь же нерушима, как клятва перед
Богом или на Библии. «Пусть земля задушит меня, если
я нарушу свое слово», — положив комок земли в рот,
говорили крестьяне, когда отмеряли границы своих
полей при возникших разногласиях. Существовало общее
убеждение, что земля не примет тело нераскаявшегося
грешника. Именно по этой причине она сначала не
впитала в себя кровь страшной Змеи, убитой богатырем
Добрыней в былине «Добрыня и Змея». Есть несколько
вариантов былины, в которых Змея продолжает
приносить вред даже после своей смерти: «А побил
змею да он проклятую, Попустила кровь свою змеиную,
От востока кровь она да вниз до запада, А не прижре
матушка да тут сыра земля этой крови да змеиною».
Возникло наводнение, грозившее затопить Русь,
которое предотвратил голос с небес, велевший
богатырю ударить мать сыру землю копьем и приказать
ей: «Расступись-ка ты же, матушка сыра земля, на
четыре на все стороны».