Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Земля в славянской мифологии

    

Поклонение земле в восточнославянской мифологии немногим уступало лишь поклонению воде и огню. Однако в качественном отношении связь между человеком и землей несколько отличается от поклонения воде и огню. Слово «земля» в русском языке женского рода и по сути своей сугубо женское понятие в русской и восточнославянской мифологии. Для сельскохозяйственной общины, в частности, земля — это кормилица, влажная и плодородная. Она принимает в себя семена, дает новую жизнь в урожае. «Тысячи братьев одним поясом подпоясаны, На мать поставлены» такими словами в загадке описываются снопы злаков, стоящие на поле.

В русских верованиях и обычаях, связанных с землей, ощущается общее убеждение в том, что земля живая, ее доброту следует заслужить и чувства ее надо уважать. Те, кто работал на земле, вступали в доверительные личные взаимоотношения, просили ее благословения, чтобы взять то, что она могла дать. Сеятель первых семян перед посевом постился и часто надевал ту рубаху, в которой причащался. Когда урожай был собран, тщательно следили за тем, чтобы обеспечить плодородие земли на следующий год. Земле преподносился в дар хлеб и соль и последний не срезанный сноп злаков скручивался в жгут, известный под названием «борода Ильи», концы которого загибались так, чтобы он соприкасался с землей.

Считалось, что земля зимой спала и просыпалась только после таяния снегов, когда почва становилась мягкой. Некоторые даже говорили, что земля в это время становилась беременной и, следовательно, нежелательно вторгаться в нее, например пахать, копать или ставить столбы для забора. Такие работы были позволительны только после весеннего праздника Благовещения. В это время земля пробуждалась и открывалась так же, как она закрывалась снова в осенний праздник Воздвижения.

Верования людей в силу и святость земли проявлялись не только в контексте сельского хозяйства. Даже к середине девятнадцатого века произносилась торжественная клятва землей, которая была столь же нерушима, как клятва перед Богом или на Библии. «Пусть земля задушит меня, если я нарушу свое слово», — положив комок земли в рот, говорили крестьяне, когда отмеряли границы своих полей при возникших разногласиях. Существовало общее убеждение, что земля не примет тело нераскаявшегося грешника. Именно по этой причине она сначала не впитала в себя кровь страшной Змеи, убитой богатырем Добрыней в былине «Добрыня и Змея». Есть несколько вариантов былины, в которых Змея продолжает приносить вред даже после своей смерти: «А побил змею да он проклятую, Попустила кровь свою змеиную, От востока кровь она да вниз до запада, А не прижре матушка да тут сыра земля этой крови да змеиною». Возникло наводнение, грозившее затопить Русь, которое предотвратил голос с небес, велевший богатырю ударить мать сыру землю копьем и приказать ей: «Расступись-ка ты же, матушка сыра земля, на четыре на все стороны».

 


Блок Рекламы:span>
Какие экскурсии стоит посетить из мармариса www.tui.ru.
Назад