Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Перун и Волос

    

Наиболее надежную и подробную информацию о языческих богах можно найти в летописях Киевской Руси. Особое значение для понимания язычества раннего периода истории восточных славян имеют ссылки на Перуна и Волоса, двух наиболее важных богов восточных славян. Мирные договора, заключенные между Русью и Византией князем Олегом, князем Игорем и князем Святославом в 907, 945 и 971 годах, свидетельствуют о том, что на этих богов были возложены важные юридические функции.

В "Повести временных лет" рассказывается, как в 907 году князь Олег с огромной армией и двумя тысячами судов решил захватить Константинополь. Обнаружив, что город своевременно приготовился к обороне, он начал опустошать округу, уничтожая не только жилые дома, но и церкви. Мирный договор, последовавший в результате капитуляции греков, был подписан и скреплен клятвами согласно религиозным обычаям обеих сторон: греки-христиане целовали крест, а русские воины-язычники давали своим богам Перуну и Волосу клятву на оружии. Имя Перуна связано с именем Волоса в двух из трех упомянутых договоров. Встает вопрос: если Волос столь важный бог, почему ему не нашлось места в пантеоне князя Владимира?

Поход Олега на Константинополь в 977 году

Ответ, возможно, следует искать в различных функциях, отведенных двум богам, а не в их статусе. Хотя Перун обычно считается главным богом русских язычников, он был по сути своей богом войны, покровителем полководцев и воинов. В 945 году, когда князь Игорь согласился перезаключить мирный договор с греками, он и его дружина в присутствии посланников императора Романа поклялись Перуном и положили свое оружие, щиты, а также золото к статуе Перуна в знак своих честных намерений. Как явствует из договора, нарушителей клятвы ожидала жестокая расправа со стороны воинственного Перуна. Они должны были бы погибнуть от своих собственных мечей и стрел. Волос, вероятно, упомянут с другой целью. В составе русских делегаций ко дворам византийских императоров помимо послов и воинов было много купцов, и одной из главных целей заключаемых договоров было обеспечение благоприятных условий для торговли.

В договоре 907 года, в частности, упоминается обязательное обеспечение купцов в Константинополе хлебом, мясом, рыбой, овощами и вином, а также строительство для них бань. В русском языке того времени слово "скот" означало не только домашних животных, но и "богатство" или "деньги", поэтому Волос, вероятно, был также покровителем купцов, которые обеспечивали благосостояние Руси. Хотя Волос и не был представлен среди государственных богов перед дворцом князя Владимира, его изваяние было установлено в купеческом квартале Киева, расположенном около устья Почайны, где была стоянка купеческих судов. Именно в Почайну, как утверждается в легенде, был низвергнут этот идол после крещения Руси князем Владимиром. Очевидно, что культ Перуна был очень важным задолго до времен князя Владимира и оказывал влияние на жизнь на обширных территориях. Ему поклонялись в других русских городах, таких, как Новгород, где дядя князя Владимира Добрыня установил идол Перуну на берегу реки Волхов в то же время, когда князь Владимир создал свой пантеон в Киеве.

Перуну поклонялись не только восточные славяне, но и племена, жившие по берегам Балтийского моря. Несмотря на столь широкое распространение его культа, имеется очень мало конкретных фактов о свойствах и назначении Перуна как бога. Прокопий в своей "Истории готских войн" упоминает о верховном божестве, которому поклонялись анты и славины, наемники, вероятно, славянского происхождения, которые почитали это божество как громовержца и приносили ему в жертву быков. Некоторые ученые считают, что в данном случае подразумевается Перун.

Нет сомнений в том, что с девятнадцатого века в среде ученых, занимающихся славянской мифологией, утвердилось мнение о том, что Перун бог не только войны, но и грома и молнии, нечто подобное славянскому Зевсу или Тору, оружием которых были гром, молнии и каменный молоток. Окаменелости с заостренными концами называли в России раньше, да и сейчас называют, громовыми стрелами.

В русском фольклоре долго существовала традиция отождествлять действие копий и стрел в битве с громом и молнией. Наглядный пример такого сравнения мы находим в "Слове о полку Игореве", где неминуемое поражение армии Игоря знаменуется грозой: черные тучи озаряются вспышками молний, и дождь падает на землю, как туча стрел.

Помимо нескольких упоминаний о Волосе как о боге домашнего скота, ничего более о нем неизвестно, за исключением того, что он был особо почитаем в северных областях Руси. Идол Волоса стоял в городе Ростове и, как говорят, был разрушен святым Авраамом, который потом построил на том месте церковь.

 




Блок Рекламы:
Назад