Наиболее надежную и подробную информацию о
языческих богах можно найти в летописях Киевской
Руси. Особое значение для понимания язычества
раннего периода истории восточных славян имеют
ссылки на Перуна и Волоса, двух наиболее важных
богов восточных славян. Мирные договора,
заключенные между Русью и Византией князем
Олегом, князем Игорем и князем Святославом в
907, 945 и 971 годах, свидетельствуют о том, что
на этих богов были возложены важные юридические
функции.
В
"Повести временных лет" рассказывается, как в
907 году князь Олег с огромной армией и двумя
тысячами судов решил захватить Константинополь.
Обнаружив, что город своевременно приготовился к
обороне, он начал опустошать округу, уничтожая
не только жилые дома, но и церкви. Мирный
договор, последовавший в результате капитуляции
греков, был подписан и скреплен клятвами
согласно религиозным обычаям обеих сторон:
греки-христиане целовали крест, а русские
воины-язычники давали своим богам Перуну и
Волосу клятву на оружии. Имя Перуна связано с
именем Волоса в двух из трех упомянутых
договоров. Встает вопрос: если Волос столь
важный бог, почему ему не нашлось места в
пантеоне князя Владимира?

Ответ, возможно, следует искать в различных
функциях, отведенных двум богам, а не в их
статусе. Хотя Перун обычно считается главным
богом русских язычников, он был по сути своей
богом войны, покровителем полководцев и воинов.
В 945 году, когда князь Игорь согласился
перезаключить мирный договор с греками, он и его
дружина в присутствии посланников императора
Романа поклялись Перуном и положили свое оружие,
щиты, а также золото к статуе Перуна в знак
своих честных намерений. Как явствует из
договора, нарушителей клятвы ожидала жестокая
расправа со стороны воинственного Перуна. Они
должны были бы погибнуть от своих собственных
мечей и стрел. Волос, вероятно, упомянут с
другой целью. В составе русских делегаций ко
дворам византийских императоров помимо послов и
воинов было много купцов, и одной из главных
целей заключаемых договоров было обеспечение
благоприятных условий для торговли.
В договоре 907 года, в частности, упоминается
обязательное обеспечение купцов в
Константинополе хлебом, мясом, рыбой, овощами и
вином, а также строительство для них бань. В
русском языке того времени слово "скот" означало
не только домашних животных, но и "богатство"
или "деньги", поэтому Волос, вероятно, был также
покровителем купцов, которые обеспечивали
благосостояние Руси. Хотя Волос и не был
представлен среди государственных богов перед
дворцом князя Владимира, его изваяние было
установлено в купеческом квартале Киева,
расположенном около устья Почайны, где была
стоянка купеческих судов. Именно в Почайну, как
утверждается в легенде, был низвергнут этот идол
после крещения Руси князем Владимиром. Очевидно,
что культ Перуна был очень важным задолго до
времен князя Владимира и оказывал влияние на
жизнь на обширных территориях. Ему поклонялись в
других русских городах, таких, как Новгород, где
дядя князя Владимира Добрыня установил идол
Перуну на берегу реки Волхов в то же время,
когда князь Владимир создал свой пантеон в
Киеве.
Перуну поклонялись не только восточные славяне,
но и племена, жившие по берегам Балтийского
моря. Несмотря на столь широкое распространение
его культа, имеется очень мало конкретных фактов
о свойствах и назначении Перуна как бога.
Прокопий в своей "Истории готских войн"
упоминает о верховном божестве, которому
поклонялись анты и славины, наемники, вероятно,
славянского происхождения, которые почитали это
божество как громовержца и приносили ему в
жертву быков. Некоторые ученые считают, что в
данном случае подразумевается Перун.
Нет сомнений в том, что с девятнадцатого века в
среде ученых, занимающихся славянской
мифологией, утвердилось мнение о том, что Перун
бог не только войны, но и грома и молнии, нечто
подобное славянскому Зевсу или Тору, оружием
которых были гром, молнии и каменный молоток.
Окаменелости с заостренными концами называли в
России раньше, да и сейчас называют, громовыми
стрелами.
В русском фольклоре долго существовала традиция
отождествлять действие копий и стрел в битве с
громом и молнией. Наглядный пример такого
сравнения мы находим в "Слове о полку Игореве",
где неминуемое поражение армии Игоря знаменуется
грозой: черные тучи озаряются вспышками молний,
и дождь падает на землю, как туча стрел.
Помимо нескольких упоминаний о Волосе как о боге
домашнего скота, ничего более о нем неизвестно,
за исключением того, что он был особо почитаем в
северных областях Руси. Идол Волоса стоял в
городе Ростове и, как говорят, был разрушен
святым Авраамом, который потом построил на том
месте церковь.