Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Воздух в славянской мифологии

    

Воздух, точнее, ветер также играл важную роль в мифологиях восточных славян. Считалось, что ветер мог слышать людей и реагировать на их просьбы. Рыбаки на севере России просили содействия «святого воздуха», собираясь выйти в море, а их жены обещали ему дары в виде блинов и каши. Одно из наиболее эмоциональных обращений к ветру можно найти в «Слове о полку Игореве». Ярославна, жена князя Игоря, в страхе от мысли, что ее муж погиб в бою с половцами, укоряет ветер за помощь врагам Руси: "О, ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего возлюбленного?». Преимущества особого ублаготворения ветра по сравнению со всеми другими природными явлениями можно понять из народной сказки о крестьянине, который встречается на дороге с Солнцем, Ветром и Морозом.

Крестьянин вежливо раскланивается с каждым из них, но Ветру отвешивает особо низкий поклон. Двое других из- за этого обижаются. Солнце грозит, что зажарит крестьянина, Мороз говорит, что заморозит. Но Ветер может справиться со своими соперниками. Он обещает умерить жар Солнца своим холодным дуновением. Не позволит он и Морозу причинить вред крестьянину, подув теплом, чтобы смягчить его ледяное дыхание. Ветер, самой природой своей вызывающий ассоциации с беспрерывным движением, в фольклоре часто считается раздающим как материальные, так и нематериальные субстанции, что часто используется для сатанинских целей. Любовные заговоры, например, иногда производят впечатление, что стихии стоят на службе у сил зла.

Скажем, отвергнутый любовник может призвать в качестве посланцев «Южный ветер, Северный ветер и ветры палящие» и отправить их к своей возлюбленной с заклинаниями, способными воспламенить ее сердце и заставить полюбить его. Мор скота, лихорадка и даже сама смерть могли, как живые существа, самостоятельно или по повелению колдунов путешествовать по миру на спине у ветра. Разрушительные ветры могут быть вызваны не только заклинаниями и призывами, но и свистом. В былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" чудовище, противостоящее богатырю, обладает способностью силой голоса вызывать ветер и пользоваться им как страшным оружием. Илья, богатырь Святой Руси, отправляется из своего родного города Мурома после заутрени, надеясь попасть в Киев к обедне, несмотря на огромное расстояние между этими городами. Но оказалось, что кратчайшая дорога в Киев заросла травой. Политический и культурный центр Руси отрезан от остальных земель мифологическим существом, получеловеком- полуптицей, которое сидит у дороги там, где она проходит через опасное болото.

На берегу речки Смородинки Соловей-разбойник устроил свое логово на громадном дубе, сакральном дереве язычников, посвященном Перуну. Отсюда он бросает вызов авторитету недавно принявшей христианство Руси. В этом месте рядом с языческим дубом стоит и христианский придорожный крест. Хотя Соловей, возможно, имеет перья и живет в гнезде, его голос показывает его двойную сущность — животную и бесовскую; он же — властелин воздуха: «Засвистел тут Соловей по-соловьиному, Закричал, собака, по- змеиному, Так все травушки-муравы уплеталися, Все лазоревы цветочки осыпалися, А что есть людей вблизи, Так все мертвы лежат». Позднее, в Киеве, находясь в плену у Ильи Муромца, Соловей снова заводит свой свист, который, как ураган, вышибает окна и убивает людей из свиты князя Владимира, вынуждая самого князя спрятаться под свою соболиную шубу. По русской поговорке, "ветер — господин, дождь — кормилец".

Однако в мифах благие дела ветра намного перекрываются злыми. Из всех стихий воздух в виде бурного ветра чаще всех связан с нечистой силой. В фольклоре он выступает как странник, злобный и непредсказуемый. В сказках, например, Ветер или Вихрь подменяют Змея в качестве похитителя женщин. Внезапно налетая с неба, он уносит царицу или ее дочерей из дворцового сада, где они гуляли, не чуя над собой опасности. В клубах пыли и снега, взвихренного ветром, бесятся черти, ведьмы и колдуны несутся на свои шабаши, а души самоубийц убегают от сатаны. Внезапные порывы ветра возвещают прибытие всякого рода демонических существ, таких, как Баба Яга, черт и, как мы увидим в следующей главе, лесных духов.

 




Блок Рекламы:
Назад