Переход Киевской Руси от язычества к
христианству представлял собой медленный
процесс, ранние стадии которого определялись
борьбой за превосходство между Русью и ее мощным
христианским соседом Византией. К 988 году, к
тому времени, когда князь Владимир, понимавший
политические и культурные преимущества перехода
в христианство, принял крещение, христиан на
Руси было уже много.

Некоторых обратили в свою веру болгарские
проповедники. Другие, подобно варягам-наемникам
из дружины киевских князей, попали под влияние
греческого православия во время службы в
Византии. Как говорят летописи, молодой сын
одного из таких христиан-варягов был выбран
толпой в 983 году в качестве жертвы, принесенной
языческим богам в Киеве в благодарность за
победу в битве. В начале своего правления в 980
году князь Владимир не только был сам убежденным
язычником, но также предпринял попытку
реформировать и систематизировать аморфные
культы восточных славян, вероятно, в качестве
противовеса организованной и, как следствие
этого, влиятельной религии его христианских
соседей. Одним из его первых политических
решений было водружение шести изваяний богов на
холме прямо перед княжеским дворцом в Киеве. В
хронике начала двенадцатого века, известной под
названием "Повесть
временных лет", дается
следующее описание: "Там
был деревянный идол Перуна с серебряной головой
и золотыми усами. Затем — Хоре, Дажбог, Стрибог,
Симаргл и Мокоша. Люди приносили им жертвы,
называя богами, и вели к ним своих сынов и
дочерей.
Но то были жертвы демонам, и земля была осквернена
ими". Эти шесть божеств
вместе с богом скота Волосом (Белесом) считались
главными у восточных славян. Существуют
разногласия относительно этнического
происхождения Владимирского пантеона, который
явно неоднороден. Во время правления князя
Владимира территорию Руси населяли не только
славяне. Здесь жили многочисленные племена
угро-финского и тюркского происхождения, не
говоря уже о варягах. Через эти пространства
перемещались народы персидской этнической
группы. Некоторые ученые утверждают, что именно
от них пришли Хоре и Симаргл, считая имя первого
из них производным от персидского слова
"солнце".
Другие полагают, что бог Хоре — тюркского
происхождения. Кроме того, предлагается версия,
что Мокоша (Мокошь) имеет угро-финские корни.
Дажбог и Стрибог обычно относят к славянским
богам.
О языческих богах славянских народов
написано множество томов и выдвинуто много
теорий, разработанных в попытке доказать
существование сложной системы верований,
регулирующих отношения между человеком, природой
и космосом. Однако первоисточники, из которых
берется информация о языческой вере всех славян,
включая тех, которые населяли Русь, весьма
скудные, зачастую противоречат друг другу и
ненадежны. Имеются некоторые археологические
свидетельства, такие, как остатки алтарей, капищ
и те места, где стояли изваяния, включая
фундаменты, раскопанные археологами в 1975 году,
которые вполне могли быть основаниями для
святилища, сооруженного князем Владимиром на
вершине холма в Киеве. Между одиннадцатым веком
и началом шестнадцатого, то есть много позже
крещения Руси, появилось множество церковных
текстов — проповеди и рассуждения, послания,
вопросы, которые следует задавать во время
исповеди, советы, как жить истинному
христианину, и так далее, в которых верования
предков русских, а также остатки языческой веры
были систематизированы и осуждены.
Среди них
"Слово некоего Христолюбца, ревнителя по правой вере"
— текст, составленный, по всей видимости, не
позднее начала двенадцатого века, хотя старейшая
дошедшая до нас рукопись датируется
четырнадцатым веком; и "Слово
святого отца нашего Иоанна Златоустого,
архиепископа Константин-града, о том, како
первое погании веровали в идолы и требы им клали",
которое датируется тринадцатым или четырнадцатым
веком.
Следующая>>