Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Языческие Боги

    

Переход Киевской Руси от язычества к христианству представлял собой медленный процесс, ранние стадии которого определялись борьбой за превосходство между Русью и ее мощным христианским соседом Византией. К 988 году, к тому времени, когда князь Владимир, понимавший политические и культурные преимущества перехода в христианство, принял крещение, христиан на Руси было уже много.

Крещение киевской Руси

Некоторых обратили в свою веру болгарские проповедники. Другие, подобно варягам-наемникам из дружины киевских князей, попали под влияние греческого православия во время службы в Византии. Как говорят летописи, молодой сын одного из таких христиан-варягов был выбран толпой в 983 году в качестве жертвы, принесенной языческим богам в Киеве в благодарность за победу в битве. В начале своего правления в 980 году князь Владимир не только был сам убежденным язычником, но также предпринял попытку реформировать и систематизировать аморфные культы восточных славян, вероятно, в качестве противовеса организованной и, как следствие этого, влиятельной религии его христианских соседей. Одним из его первых политических решений было водружение шести изваяний богов на холме прямо перед княжеским дворцом в Киеве. В хронике начала двенадцатого века, известной под названием "Повесть временных лет", дается следующее описание: "Там был деревянный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Затем — Хоре, Дажбог, Стрибог, Симаргл и Мокоша. Люди приносили им жертвы, называя богами, и вели к ним своих сынов и дочерей.

Но то были жертвы демонам, и земля была осквернена ими". Эти шесть божеств вместе с богом скота Волосом (Белесом) считались главными у восточных славян. Существуют разногласия относительно этнического происхождения Владимирского пантеона, который явно неоднороден. Во время правления князя Владимира территорию Руси населяли не только славяне. Здесь жили многочисленные племена угро-финского и тюркского происхождения, не говоря уже о варягах. Через эти пространства перемещались народы персидской этнической группы. Некоторые ученые утверждают, что именно от них пришли Хоре и Симаргл, считая имя первого из них производным от персидского слова "солнце". Другие полагают, что бог Хоре — тюркского происхождения. Кроме того, предлагается версия, что Мокоша (Мокошь) имеет угро-финские корни. Дажбог и Стрибог обычно относят к славянским богам.

О языческих богах славянских народов написано множество томов и выдвинуто много теорий, разработанных в попытке доказать существование сложной системы верований, регулирующих отношения между человеком, природой и космосом. Однако первоисточники, из которых берется информация о языческой вере всех славян, включая тех, которые населяли Русь, весьма скудные, зачастую противоречат друг другу и ненадежны. Имеются некоторые археологические свидетельства, такие, как остатки алтарей, капищ и те места, где стояли изваяния, включая фундаменты, раскопанные археологами в 1975 году, которые вполне могли быть основаниями для святилища, сооруженного князем Владимиром на вершине холма в Киеве. Между одиннадцатым веком и началом шестнадцатого, то есть много позже крещения Руси, появилось множество церковных текстов — проповеди и рассуждения, послания, вопросы, которые следует задавать во время исповеди, советы, как жить истинному христианину, и так далее, в которых верования предков русских, а также остатки языческой веры были систематизированы и осуждены.

Среди них "Слово некоего Христолюбца, ревнителя по правой вере" — текст, составленный, по всей видимости, не позднее начала двенадцатого века, хотя старейшая дошедшая до нас рукопись датируется четырнадцатым веком; и "Слово святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константин-града, о том, како первое погании веровали в идолы и требы им клали", которое датируется тринадцатым или четырнадцатым веком.

Следующая>>


Интересное:
Назад