Большое влияние на формирование представлений о
славянском язычестве оказало "Слово святого
Григорья, изобретено в толъцех о том, како
первое погани суще языци кланялися идолом и
требы им клали". Первоисточником "Слова", самый
ранний перевод которого на славянский язык
датируется одиннадцатым веком, служил греческий
текст проповеди, составленный Григорием
Богословом для праздника Крещения.

В русском варианте
содержится ряд добавлений, в которых переводчик
комментирует состояние язычества в своей стране.
Имеются ссылки на поклонение Перуну, Хорсу,
Мокоше и Переплуту, первые трое из которых были
включены в пантеон князя Владимира. О четвертом
ничего более не известно. Как утверждает автор,
жертвенные дары приносились также разнообразным
мифическим существам. Среди этих существ
упоминаются берегини, от слова "берег" (реки), и
вилы, которых можно причислить к речным нимфам,
имеющим отношение к русалкам (о последних будет
сказано далее; см. с. 54-58). Кроме того,
рассказывается о поклонении огню, олицетворением
которого был бог Сварожич, и о духах мертвых,
включая страшных упырей, предшественников
вампиров, персонажей более позднего фольклора
западных и южных славян, а также о навьях,
ритуальное действо в честь которых происходило в
бане.
Некоторую информацию можно почерпнуть и из
других письменных источников. Из "Слова некоего
Христолюбца" мы узнаем, что некоторые считали
берегинь богинями, а поклонение Сварожичу
происходило под овином, там, где поддерживался
огонь для сушки зерна. Далее в этом источнике
упоминается также о боге домашнего скота Волосе.
В ≪Слове≫ Иоанна Златоуста комментируется
жертвоприношение животных, включая ритуальное
утопление в качестве искупительной жертвы
нечистой силе, таящейся в водах. Автор также
подробно описывает культ предков, рассказывая о
поминовении мертвых, при котором по полу
рассыпалась зола, чтобы на ней появились
отпечатки их ног, на печь ставилось мясо,
молоко, яйца и топилась баня на тот случай, если
бы им захотелось попариться. Потом, пишет он,
эту еду съедали те же люди, которые ее
поставили. В этом тексте упоминается также
освящение камней. Другим аспектом языческого
религиозного ритуала, который часто
затрагивается в древних источниках, являются
праздники в честь Рода и рожаниц. Поскольку эти
два слова этимологически связаны с понятием
"семья", мы вправе предположить, что эти объекты
почитания являлись домашними божествами.
Упоминается также о местах языческого
поклонения, включая рощи священных деревьев или
гигантские дубы, посвященные Перуну, под
которыми происходили жертвоприношения.
В этих и подобных им текстах содержится едва ли
больше, чем простое перечисление мифологических
имен. Относиться к ним следует с осторожностью.
Иногда не совсем ясно, к какому историческому
периоду и к каким этническим группам относится
информация. Авторы часто просто повторяли
информацию, — как, например, имена богов, якобы
почитаемых Владимиром, — извлеченную из текстов
своих предшественников, без всякой ссылки на
них. Таким образом, создавалось впечатление, что
у нас гораздо больше источников, чем есть на
самом деле. В силу собственных религиозных
убеждений авторы отстранены от материала, ими
излагаемого, и относятся к нему достаточно
предвзято. Православные миссионеры наводили свой
собственный глянец в рассказах о восточных
славянах, точно так же как это делали
католические миссионеры в отношении западных
славян. Совершенно иная точка зрения о язычестве
в Киевской Руси приводится в поэтизированном
русском тексте двенадцатого века "Слово о полку
Игореве", где повествуется о неудачном походе,
предпринятом в 1185 году новгород-северским
князем Игорем Святославичем против половцев. Это
литературное произведение, написанное спустя
двести лет после крещения Руси, полно
мифологических образов и аллюзий. Предупреждая о
предстоящей гибели русских людей, природа подает
одно знамение за другим: грозу, свирепые ветры,
затмение солнца, карканье воронов, вой волков и
лай лисиц на багряные щиты воинов, идущих по
долинам.
К ветру и солнцу обращаются за помощью. Жена
Игоря, Ярославна, взывает к солнцу: "Светлое и
пресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно,
зачем же, владыко, простерло горячие свои лучи
на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки
согнуло, горем колчаны заткнуло".
К рекам, дружественному
Донцу и коварной Стугне, обращаются как к живым существам.
Печаль предстает в виде красавицы лебеди. Из богов
времен князя Владимира в "Слове" —правда, без
каких-либо пояснений —упомянуты Волос, Дажбог,
Стрибог и Хоре, который назван "великим". Однако
говорится о них без оттенка поклонения, они
используются скорее ностальгически, как будто автор
напоминает о заре жизни своего народа. В частности,
русские люди названы "внуками Дажбога", а знаменитый
певец Вещий Боян —"внуком Велеса"; следовательно, не
исключено, что Велес/Волос был не только богом
скота, но и покровителем музыкантов.
<<Предыдущая