Важнейшим из земных божеств была древняя
богиня обработанного поля Теллус Матер - Мать
Земля, которая принимает зерно, брошенное рукой
сеятеля, и позволяет ему прорасти в плодородной
пашне.
Обращались к ней, называя ее Деа Диа – Ясная или
Божественная Богиня., ее культ проводили так
называемые Братья Пахари (Арвальские братья), их
было двенадцать. Ежегодно в половине января
глава братьев выходил на лестницу какого-то
храма и, повернувшись на восток, накрыв голову
плащом, объявлял людям день, когда будет
праздник Деа Диа. Обычно он приходился на конец
мая, когда в Италии уже созревают хлеба и
наступает жатва. Праздник длился три дня.
Первого и третьего дня Братья Пахари собирались
в Риме, в доме главы братства. Сходились туда
утром, одетые в окаймленные пурпуром тоги, и
приносили Божественной Богини жертву из вина и
благовоний. Потом они садились на табуретах, а
перед ними клали хлеб, украшенный листьями
лавра, колоски с прошлогоднего и нынешнего
урожая, и братья прикасались к ним, будто
благословляя. На этом утреннее торжество
заканчивалось. К вечеру братья снова
возвращались, мыли руки, переодевались в удобную
одежду и садились на свои места. После этого
начиналась трапеза, устроенная за счет
государства. Во время трапезы молились при
зажженных лампах. Сжигали пахучее зелье,
выливали вино в жертву богине. Собеседники
поднимались из-за стола, дарили друг другу
букеты роз и прощались с пожеланиями всяческих
благ.
Второй день праздника был важнейшим.
Церемония происходила вблизи Рима, в священной
роще, где стоял небольшой округлый храм богини.
Недалеко от рощи возвышалась четырехстенное
здание - место собраний Братьев пахарей. В
середине здания был банкетный зал, окруженный
четырьмя рядами колонн. На рассвете того дня
глава братства приносил у входа в рощу греховную
жертву - римляне верили, что лесные божества не
любят, когда нарушают их покой. А после полудня
нарядные братья с венками из колосьев на головах
направлялись в торжественной процессии в храм,
где их руководитель приносил в жертву
откормленного ягненка. Двое из братьев шли в это
время на соседнее поле, чтобы принести несколько
молодых колосьев. Эти колосья передавали теперь
из рук в руки: каждый брал их левой рукой, а
правой отдавал следующему. Церемонию повторяли
дважды. После этого все возвращались в храм.
Здесь каждый брат брал книгу со стародавней
молитвой, такой древней, что в более поздние
времена ни один из жрецов не мог бы повторить
его без ошибки, если бы не имел перед собой
написанного текста. Помолившись, братья пели и
танцевали. Праздник завершался всеобщим
пиршеством. Римляне считали, что урожаем своих
полей они обязаны молитвам Братьев пахарей.
Наряду с
почтенной Матерью Землей много веков стояла
другая второстепенная богиня, Церера,
покровительница урожаев, которую, однако, поэзия
поставила во главу угла. Произошло это благодаря
греческой Деметре, с которой отождествили
Итальянскую Цереру. С тех пор с ее именем
связывали все мифы о «скорбящей матери», а ее
дочь Прозерпина стала воплощением греческой
Персефоны.