Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Борьба доброго начала со злым

   

     С тем виновником зла борется начало света, истины и добра, и в такой борьбе проявляется жизнь в природе физической и моральной. В природе физической борьба выражается противоположностью жизни и смерти существ, и противоположностью времен года: летом и зимой. Природа растет, цветет и оплодотворяется—царство Святовита; природа мерзнет, гибнет: это власть противоположного начала. Свет и тепло подаются в борьбе с тьмой и холодом. То же самое и в мире моральном: добро в человеческом мире борется со злом. Божество духовного света, истины и блага, появляясь между родом человеческим, приобретает человеческий облик, поучает смертных истине, борется с врагом, который не пускает человека к блаженству, побеждает и наконец восстает и торжествует. Такое начало составляет душу почти всех верований человеческих. И идея оказалась в воплощениях Вишну, и в Озирисе, и в Дионисе, и в Атисе, и в Созиаши, и в Бальдуре, и в языческом славянском божестве с различными названиями, но с одним значением. Гельмольд говорит, что Радогост был героем, путешествовал землей и погиб в бою, а затем стал божеством. Вероятно, славяне верили в его воскресение или переход в высшую жизнь как существо божественное и человеческое одновременно, потому Святовит, по их представлениям, ездил на своем коне и бился с врагами. К тем же представлениям о временной победе тьмы над светом и дальнейшее его торжество относится предрассудок о съедении солнца; древние русины думали, что змей съедает солнце, а потом оно опять воскресает и побеждает врага, так толковал народ, по словам русских летописей , затмение солнца.

     И идея воплощения, страдания и торжества божественного существа на земле чудесным предчувствием пришествия Сына Божьего, солнца правды, света истины, и служит величайшим историческим подтверждением истины священного писания. Это была идея, заложенная Творцом в род человеческий: какую бы религию человек не создал себе, он непременно должен обнаружить в ней то начало, с которым сама появилась на свет: оторвать от нее мнение о очеловечивания божества было бы так же трудно, как и уничтожить веру в свою душу. Во всех мифологиях, как бы ни были они искажены человеческим мудрствованием и фантазией, скрываются истины, которые сошли с небес в древности детства человечества. Хотя евреи сохранили их в чистом виде, однако и другие народы не совсем их потеряли, потому что все, по мудрому определению Провидения, должны стать участниками спасения. Христос умер за всех, и потому был чаянием всех народов.

Борьба доброго начала со злым

Интересное:

Назад