Римляне
называли духов предков маками - чистыми, добрыми
духами. В этом названии было больше лести, чем
истинной веры в доброту душ умерших, которые во
все времена и у всех народов вызывали страх.
Каждая семья почитала души своих собственных
предков, а 9, 11 и 13 мая везде отмечали Лемурии
- праздник мертвых - и верили, что в эти дни
души выходят из могил и бродят по миру, как
приведения, которых называли лемурами или
ларвамы. В каждом доме отец семейства вставал в
полночь и босиком ходил по комнатам, прогоняя
духов. Тогда обмывал руки в воде из источника,
клал в рот зерна черных бобов, которые потом, не
оглядываясь назад, перебрасывал через дом. При
этом он девять раз говорил такое заклинание:
«Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и
своих близких». Невидимые духи шли за ним следом
и собирали рассыпанные на земле бобы. Затем
хозяин снова обмывался водой, брал медный таз и
со всей силы бил в него, прося духов уйти из
дома.
21
февраля было другой праздник, который называли
Фералий, вроде славянского обряда поминовения
духов, в этот день для умерших устраивали
пиршество.
Духи не требуют слишком много, нежная
память живых милее для них от богатых жертв. им
можнопринести в дар черепицу с увядшими венком,
намоченных в вине хлеб, немножко фиалок,
несколько пшеничных зерен, щепотку соли. А лучше
- помолиться им от всего сердца. И надо помнить
о них. Однажды во время войны забыли отметить
Фералии. В городе началась язва, а по ночам из
могил выходила целая толпа душ, которые
переполняли улицы громким плачем. Но, как только
им принесли жертвы, они вернулись в землю, и
язва прекратилась. Страной умерших был Орк, как
у греков Аид, - глубокие подземные пещеры в
недоступных горах. Так же назывался и обладатель
этого царства призраков. Мы не знаем его
изображения, так как он никогда не имел его,
равно как не имел ни храма, ни культа. Однако
недавно на склоне Капитолия нашли храм другого
бога смерти, Вейовиса, имя которого будто
означало отрицание благотворительной силы Йовиса
(Юпитера).
Родственные духами предков геней,
воплощающих жизненную силу мужчин, и юноны,
которые были чем-то вроде ангелов-хранителей
женщин. Каждый человек в зависимости от пола
имеет своего гения или свою Юнону. Гений
вступает в мужчину, когда рождается, и покидает
его, когда тот умирает, становясь одним из
Манив. Гений наблюдает за мужчиной, помогает ему
в жизни, как может и умеет, а в тяжелые минуты
хорошо обращаться к нему как к ближайшему
защитнику.
Некоторые утверждал, что человек,
рождаясь, получает двух гениев: один наставляет
ее на хорошее, а второй подговаривает на плохое,
и в зависимости от того, по какому из них он
уйдет, после смерти ее ждет благословенная
судьба или кара. Но это уже было скорее
богословское учение, чем общая вера.
В день рождения каждый приносил жертву
своему гению. Гения изображали или в виде змеи
или римским гражданином в тоге, с рогом
изобилия.
К этой же семье духов-покровителей
относятся лари, оберегающих поле и дом
крестьянина. В Риме не было культа, популярнее
чем культ ларей. Каждый в своем доме молился им
и набожно чествовал тех добрых богов, которым
приписывал все успехи, здоровье и счастье семьи.
Уходя из дома, хозяин прощался с ними, а
возвращаясь, с ними же первыми здоровался. Они с
детства смотрели на него из своей часовенки,
стоявшей у домашнего очага, присутствовали на
каждой ужина, разделяли со всеми домочадцами их
радости и печали. Каждый раз, когда семья
садилась за стол, хозяйка сначала выделяла пищи
ларам, а в особые, посвященные ларам дни
приносила им в жертву венок из живых цветов.
Культ ларей, сначала чисто домашний,
распространился на город, область, а затем и на
всю страну. На перекрестке улиц стояли часовни
участковых ларей. Окрестные жители окружали их
большим почетом. Каждый год в начале января
отмечали праздник участковых ларей. Это была
веселая развлечение для простого люда. В
празднике брали участие комедианты и музыки,
атлеты и певцы. Развлекались и выпивали не один
кувшин вина за здоровье ларей.