Хотя почитание воды у восточных славян принимало
гораздо больше форм, поклонение огню было не
менее важным.
Огонь и овин
Имеются свидетельства того, что в начале Средних
веков русские
все еще поклонялись огню, или духу огня (овиннику),
который жил в
очаге под полом овина.
До начала двадцатого века во
многих районах России начало и конец сезона молотьбы
(сентябрь-ноябрь) отмечали специальным ритуалом.
Сушку зерна
не могли начать без
ритуала зажигания нового огня, для чего
собирались вся семья и соседи. Огонь
торжественно зажигал глава семьи, благоговейно
кланяясь ему.
По
завершении сушки, когда огонь становился уже
ненужным, люди снова праздновали. Это событие
иногда называли «именины овина». И в том и в
другом случае ритуал сопровождался обедом, и в
очаг ставилась еда - каша, блины, пироги. Иногда
приносили в жертву петуха, которому отрубали
голову и ноги на пороге овина.
СКАЗ О ДВУХ
ОГНЯХ:
«Как-то разговорились промеж собою два Огня:
- Ух, брате, и погуляю же, поярюсь я скоро! –
речёт один из них.
- Отчего удумал тако?
- Да больно уж хозяева худые: печь растапливают
– худые словеса рекут, лучины затепливают –
худые словеса рекут, Священный Огнь в Красном
Куту возгнетают – и там ругаются!
- Коли так, то и поярись. Токмо колеса тележного
не тронь моих хозяев, кое на твоём дворе лежит.
Бо мои-то хозяева – добрые: и печь растопляют –
доброе слово возрекут, и лучины возжигают –
добро говорят. А про Кутный Огонь и говорить
нечего, – хозяин завсегда пред ним Вещее Слово
скажет!..
Как было сказано, так и приключилось: дом да
двор худых хозяев сгорел подчистую, и только
лишь чужое колесо тележное осталось лежать, как
есть – нетронутым… »
Изучающим
иностранный язык. Статьи, словари, учебники
и пр. Программы для чтения параллельных текстов.
Информация об учебных курсах.