Однажды, когда она
отсутствовала, ядовитая змея ужалила младенца.
Его тело было неподвижно, а сердце его было
бессильно, не бились сосуды маленького тельца.
Исида закричала, призывая на
помощь людей и богов. Откликнулся Тот, бог
мудрости, который успокоил несчастную мать и
исцелил Гора. Когда Гор вырос, Исида
вместе с ним отправилась на суд эннеады (девять
богов) и начала требовать для него царский
престол (это законно – ведь он сын Осириса). Сет
настоял, и Исида была
отстранена от судебного разбирательства. Боги
собрались на Внутреннем острове и запретили
перевозчику доставлять на остров мать Гора.
Однако мудрая богиня обманула Сета. Приняв образ
старухи, она дала перевозчику красивое золотое
кольцо, и он согласился переправить ее на
заповетный остров. Там она обратилась в красивую
девушку и рассказала Сету о сыне пастуха,
которого ограбил чужеземец, лишив его умершего
отца. Сет был возмущен подобной незаконностью и
воскликнул, что чужеземца следует избить палкой.
Этим он осудил, сам того не ведая, самого себя,
признав, что наследство должно перейти к сыну.
Во всех дальнейших спорах и
столкновениях Гора и Сета Исида
всегда помогала своему сыну. Когда Сет проник в
руку Гора и наполнил ее отравой, Исида
оторвала больную руку и заменила ее здоровой.
Она добилась того, чтобы Сет был осужден, а
царем Египта стал ее сын Гор. Имя Исиды
упоминается практически во всех текстах,
посвященных Осирису. О ней также идет речь и в
легенде о споре Сета с Гором.
В некоторых мифах
Исида является вполне самостоятельной
богиней и Осирис даже не упоминается. В
магических текстах (стела Меттерниха), об
Осирисе говорится лишь вскользь, на первом плане
богиня и царица Исида. В
мистериях, которые посвящены смерти и
воскресению Осириса, Осирис молчал, зато
Исида и ее сестра Нефтида произносили
длинные речи, оплакивая погибшего Осириса.
Отношения Исиды, Осириса и Гора
считались чрезвычайно поучительным примером
семьи. Однако подобная трактовка образа была
далеко не изначальной. Сохранилось также
упоминание, которое говорило о том, что
Исида выступает на стороне Сета,
злейшего врага сына и мужа. При этом такому
поведению дается следующее объяснение: когда
она, заступаясь за сына, бьет гарпуном в Сета,
тот говорит «Чем виноват я перед тобой,
Исида? Отзови свой гарпун, поскольку я
брат твой по матери». После этого он говорит,
что Гор неродной для Исиды,
поскольку он принадлежит к роду своего отца.
Смущенная подобными речами, Исида забирает
гарпун, а разъяренный подобным предательством
Гор, отрубает ей голову. Данный вариант мифа –
очень архаичен. Исида поступает в этом мифе
согласно норм материнского права, в которых
говорится, что брат по материнской линии –
наиболее близкий человек. А Гор, как
представитель следующего поколения богов,
поступает уже по нормам отцовского права. Он
намного теснее связан с отцом, а для матери
гораздо менее дорог, чем родной брат. Данный
древний миф был впоследствии включен в изложение
мифа о споре Гора с Сетом, хотя он вовсе не
вяжется с нитью повествования.
В самом начале Исида
почиталась лишь в северной части дельты реки
Нил, а центром ее культа был город Буто. Скорее
всего, она олицетворяла собой небо, поскольку
само ее имя («исет» - «трон, место») намекало на
то, что от нее произошел солнечный бог Гор.
Почитатели культа Исиды –
рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось
неприятность, они первыми прибежали на помощь.
Как богиня неба, она
изображалась в виде коровы или красивой женщины
с коровьими рогами на голове. Впоследствии
владычицей неба становится мать Исиды
Нут, а сама Исида принимает привычный образ
помощницы и жены Осириса.
Почитали Исиду
также и как богиню ветра, которая создает его
своими крыльями, соответственно ее изображали
как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с
Нефтидой и богиней Хекет Исида
выступает покровительницей рожениц – богиня
облегчающая роды и определяющую всю судьбу
новорожденных.
Как жена Осириса,
Исида периодически принимает его
функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она
научила людей растить зерна и жать их. Греки
отождествляли Исиду со своей богиней-матерью
Деметрой. Однако,
чаще всего, функции земледельца исполнял сам
Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила
вытекает из его чрева, существовало
представление о том, что река разливается от
слез Исиды, которая горюет по
супругу. По традициям античности, Исида
властвовала не только над реками, но и над
морями и покровительствовала морякам.
Ни один из богов египетской
мифологии (за исключением Сераписа) не получил
столь широкой популярности в античности, как
Исида. В
IV веке до н.э. храм Исиды
был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны
также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и
других греческих городах.
В Италии ее культ
распространяется, начиная со
II века до н.э., ей воздвигаются храмы в
Помпеях, Риме, Беневенте и других городах.
Существуют памятники, которые свидетельствуют о
культе богини Исиды в Британии,
Галлии и Испании. Первоначально ее культ связывался
с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она
становится самостоятельной и выдвигается на первый
план, принимая на себя все больше функций супруга
Осириса. Об Исиде много писали авторы античности.
Культ Исиды также очень сильно
повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком
на руках восходит еще к образу Исиды с
ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как
реликвии в некоторых средневековых церквях.