Однажды Авель и Каин
возносили Богу жертвы, каждый от своего имени.
Каин разжег огонь и возложил на
него сноп прекрасных спелых колосьев.
Авель разжег огонь и принес в жертву
лучшего ягненка, которого только смог найти у
себя в стаде. Авель был очень
добрым и благочестивым, он любил Бога, вознося
свою обильную жертву, верил в обещанного Богом
Спасителя. Каин возносил жертву
лишь для вида, что никто не мог про него
сказать, что он не верит этому обещанию и не
любит Господа.
Бог прекрасно видит о чем
думает человек. И он увидел веру Авеля,
принял от него жертву и показал, что эта жертва ему
угодна; дым от костра Авеля вознесся к небу. А дым
от жертвы принесенной Каином,—нет, он
стелился по земле. Бог не захотел принимать жертву
Каина
и, для того чтобы Каин впредь
молился с большей верой и усердием, показал, что
недоволен этой жертвой. Каин
огорчился, что Бог не принял его жертву и
чрезвычайно рассердился на своего брата
Авеля.
Каин все больше и больше
сердился на брата и Господь сказал ему:
—Почему
ты сердишься, Каин? И почему у
тебя столь грустное лицо? Прекращай сердиться—это
большой грех.
Но
Каин не стал слушать учения
Бога и злился на Авеля
по-прежнему. Он вызвал Авеля с
собой в поле, завел его как можно дальше
от хижины родителей и там умертвил. Ему не было
его жалко; он не хотел даже слушать, когда
бедный Авель просил у него
снисхождения и пощады со слезами на глазах; он
не думал о том, что будут убиваться и плакать их
отец и мать.
Каин шел
домой и думал, что никто не видел, как он убил
собственного брата. Действительно, люди не
видели, но видел Бог, Который все и всегда
видит, от Которого совсем ничего нельзя скрыть,
Который видит даже то, что мы лишь собираемся
или хотим сделать. И вот явился Сам Бог
Каину и, чтобы
возбудить в нем раскаяние, спросил:
—Каин, куда
подевался твой брат Авель?
Каин грубо
ответил Ему:
—Да откуда же мне знать где
он, я же не сторож ему?
Тогда Господь сказал:
—Каин!
Каин! Что же ты наделал?! Вон
там лежит твой убитый брат, весь в горячей
крови, которая зовет меня. И за то, что ты
посмел убить собственного брата, я проклинаю
тебя. Не смей оставаться здесь, уходи от своих
родителей и беги вон отсюда. Ну куда бы ты ни
пошел, нигде не будет тебе покоя. Всюду будет
мучить тебя совесть, за то что ты убил своего
безвинного брата.
Тогда Каин
отвечал:
—Да, Боже, ныне я вижу, что я
сильно согрешил, и ты не сожжешь простить мне
этот грех.
Бог наложил на Каина
особый знак, чтобы никто из встречных не мог его
убить.
И ушел бедный Каин далеко от
родных мест, в чуждую ему землю. Но сердце его
постоянно замирало от необъяснимого страха, и
беспрестанно мучила его совесть. С дерева
осыпался лист, и он в ужасе бросался в сторону.
Куда бы он ни садился, чтобы отдохнуть, всюду
ему казалось, что перед ним лежит окровавленный Авель. Ему чудилось, что за
каждым кустом прячется убийца, который вот-вот
нападет на него. Да и люди старались не
встречаться с Каином, убегали,
только лишь завидев его издалека.
Адам и Ева очень горевали по
своему любимому Авелю. Бог, в утешение им,
подарил вместо Авеля такого же послушного и
доброго сына Сифа. Сиф
вырос и от него родились дети—он все время
воспитывал в них хорошее, учил правильно
молиться Господу, любить других людей и никогда
никого не обижать; пытался привить им мысли о
том, что грешно ссориться, обманывать и тем
более убивать, а необходимо трудиться и еще раз
трудиться.
Каин своих детей не
воспитывал, и они выросли злыми. Не боялись Бога
и не хотели ему молиться, ссорились и обижали
как друг друга, так и детей Сифа.
Сами дети и внуки Сифа поначалу
не хотели знаться с детьми Каина
и жили прекрасно, но впоследствии начали
заводить знакомства и в конце концов
переженились друг на друге. Знакомство и дружба
с нехорошими людьми к добру не приводят и
потомки Сифа начали перенимать
плохие привычки от детей Каина,
перестали молиться Богу и в конце концов
перестали даже верить в Него.
Теперь они уже не заботились
о том, чтобы делать добро, которое Бог любит
больше всего и за которое вознаграждает, а
заботились лишь о том, чтобы жить спокойнее и
веселее и получать от жизни максимум
удовольствия.