С
божествами мужскими
Ладом или
Живом славяне почитали и
соответствующую ему женскую богиню под названием
Лады или Живы
(у Гельмольда – Седого). Вацерад обозначил ее
словом Церера. Говорят, она изображалась с
колосом и цветами. По другим источникам
изображалась с младенцем на голове и виноградной
ягодой или яблоком. В наших колядках и щедровках
часто упоминается о девке с дитятем, о пшеничном
колосе, о винограде и о красном или винном
яблочке. Поклонение Ладе или
Живе распространенно было у
славян и других народов. В пруссов называлась
она Жиза, у скандинавов - Фригии (Фрея)
вандальская, т.е. заимствованная от
славян, у литовцев именовалась Лада
Золотая госпожа известная у южных русинов под
именем Золотой Бабы, которую еще изображали как
женщину с младенцем. У Длугоша и Стрийковского
она называется Дидилией.
Лада или Жива
символизировала природу, жизненное начало, была
матерью солнца в его воплощении, богиней любви,
гармонии, брака, развлечений, красоты и
всевозможного благополучия, мать - живительница
мира, предоставитель благ. Младенец на голове
означал воплощение мира, а яблоко в руке
воспроизводило ту же идею, что и яйцо Латона (в
римской мифологии) или яйцо - начало всех вещей,
которое почиталось индейцами. А символическое
женское существо есть почти во всех мифологиях и
под разными названиями: Лада -
это то же, что у индейцев Бгавани,
первоначальная, женская сила, воспринимает
зародыш творения; у египтян - это Изида; у
фригийцев, а позднее у римлян мать Цибела. Она
была, кажется, и тем, что сейчас называется
мать-земля, божество, которое чествовали
германские народы под именем Герты, однозначного
с mater tellus у римлян.