Мокоша обычно считается
богиней. Несмотря на тот факт, что о ее культе
ничего не известно, некоторые русские ученые
пришли к заключению, что она была богиней
плодородия, урожая и женских работ, особенно
прядения. Считая ее имя производным от слова
«мокрый», некоторые исследователи связывают ее с
живительной влагой земли, с персонажем их
русского фольклора мать сыра земля и с
христианским культом святой мученицы Параскевы,
известной как Параскева Пятница. Она была так
называемой «святой для женщин», покровительницей
акушерок, воды и прядения. В ее день (пятницу)
было запрещено прясть, купать детей и стирать
белье. Считается, что отзвук культа Мокоши можно
найти еще и в характерных для русских вышивок
женских фигурах с поднятыми, как бы в обращении
к небу, руками. В фольклоре северных областей
России находим персонаж - злобное создание
женского рода мокоша. Женщины, оставляющие пряжу
на ночь, не перекрестив ее, боялись, что она
спутает ее и испоганит. Говорили, что
присутствие в темноте этого создания с длинными
тощими руками и большой головой можно было
обнаружить по звуку вращения ее веретена. Хотя у
богини Мокоши и у фольклорного персонажа мокоши
одинаковые имена, всякая другая связь между ними
является чисто гипотетической.
Что касается Симаргла, то
все сходятся во мнении о его персидском
происхождении, восходящем к мифической птице
Древней Персии Сенмурв, или Симарг: отчасти
птице, отчасти собаке, отчасти льву или грифону.
По персидской легенде, Симарг, отряхивая крылья,
сеет семена растений. Симаргл князя Владимира,
как полагают, был богом урожая и растений. На
некоторых серебряных браслетах из Киева и старой
Рязани, которые датируются
двенадцатым-тринадцатым веками, есть изображение
странного крылатого создания, иногда с лапами и
головой собаки, иногда похожего на грифона с
головой орла. Это создание имеет сходство с
изображением Симарга на старинных серебряных и
золотых персидских блюдах. Некоторые считают,
что на браслетах изображен Симаргл.
Из вышесказанного понятно,
что факты, свидетельствующие о высшем уровне
восточнославянской мифологии, о божествах,
имеющих политическое, военное, юридическое или
социальное значение, весьма скудные. Однако это
не послужило препятствием для появления в
восемнадцатом веке и позже мифологических
фантазий, в которых повествовательная линия
построена практически без фундамента. В этом
отношении главную роль сыграла мифологическая
школа девятнадцатого века под руководством А. Н.
Афанасьева. Для Афанасьева и его
коллег-мифологов основой славянского язычества
было поклонение природе и стихиям. Считается,
что на этой серебряной подвеске головного убора
двенадцатого — начала тринадцатого века,
найденной в Киеве, изображен Симаргл В
частности, небо олицетворял Сварог, бог богов,
прародитель более мелких божеств стихий и отец
небесного огня в лице солнца Дажбога и земного
огня — Сварожича.