Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

 

Молитвы и Подношения

 

     

Полные веры в могущество своих богов, из страха перед их гневом и надежду на их расположение, славяне стремились выразить перед ними свою благоговение и покорность, отвлечь от себя возмущение, заслужить их милость и помощь. Поэтому они во время богослужений собирались и, обращаясь к богу, выражали свое благоговение тем, что падали ниц и били челом. В местах, освященных (по верованиям людей) присутствием божественного духа, как перед лицом самого бога, нельзя было садиться и в храмах даже надо было задерживать дыхание.

Молитвы и возношения славян

О преклонение колен перед идолами славян балтийских узнаем из многих свидетельств. Само слово 'поклоняться' означает в старославянском и других языках 'почитание бога'. В краледворськой чешской рукописи выражение: 'поклоняться богу' и 'бить челом перед богом', в русском и польском: 'поклон, поклонение' означают богопочитание.

 Славяне обращались к своему богу с молитвой прославления, просьбы и благодарности.

 От молитв прославления остались нам отрывки в песнях народных, особенно обрядовых. Например, в колядках, русальных и свадебных песнях. К ним присоединяли просьбу. Жертвы приносились во время просьб, очевидно, всегда сопровождались молитвами, как и гадания. В молитвах благодарности славянин высказывал свою благодарность богам за их благодеяния и помощь во всех его частных и общественных делах. Молитвы частично выражались в песнопениях. Песни были неотъемлемым признаком богослужебных обрядов языческих славян. О них говорит Христолюбец в своем слове: 'Не подобаетъ крестьянам игоръ бъсовскихъ играть, иже есть плясьба, гудьба, песни бьсовския и жертвы идольския '. Те храмовые песни-молитвы сопровождались звуками инструментов, как это было при богослужебных песнях вне храмов. Во всяком случае, пение были непременным признаком языческой религии славян. Певец Игоря называет своего предшественника Бояна внуком Велеса.

 Молитвы сопровождались принесением жертв. Здесь следует отличать простые подношения от собственно жертв. Подношениями были душистые курения, благоухающие цветы, травы, венки, блюда, оружие и т.д. Славяне знали символ вознесения мысли к божеству через душистые курения и осуществляли его двумя способами или просто разжигали огонь, или сжигали курения. О первом способе подношений свидетельствует обычай разжигать огонь, сохранившийся до сих пор у многих славян, не совсем забывших древние языческие обряды. Судя по тому обычаю торжественное вознесение пламени осуществлялось преимущественно дважды в год: на праздник Коляды или Новый год и на праздник Купала. Сожжение дидуха после Рождества и огни, которые разгораются на св. Иоанна Предтечу (Купала), является, кажется, остатком таких языческих жертвоприношений. Перед идолом Перуна (по заверению летописцев) постоянно горел огонь 'ему же яко Богу жертву приношаху и огонь неугасающий зъ дубоваго древия непрестанно сваях'. Вознесение пламени сливалось у славян-язычников с обожанием огня.

 О подношении блюд имеем свидетельств значительно больше. У Масуди читаем о подношении одному из идолов проса. Константин Багрянородный, рассказывая о походах русинов, пишет, что они прибывали на остров св. Георгия и у большого дуба приносили в жертву живых птиц, делали также стрелами круг и клали туда хлеб, мясо и прочее, что было у них. Детально описан подобный обряд Ибн Фоцланом, который он видел возле пристани Итиль (Азов), который осуществляли русские купцы: 'Ступив на пристань, каждый идет на берег с хлебом, мясом, луком, молоком и хмельным напитком к высокому деревянному истукану, падает перед ним на землю и говорит: 'Боже! Я приехал издалека и привез с собой столько - рабынь, столько шкурок соболиных ... ' и, перечислив так свой товар, добавляет 'вот тебе подарок мой'. Потом кладет перед идолом все им принесенное и говорит: 'Вот если бы ты послал мне купца, у которого было бы много золотых и серебряных денег, который бы купил у меня все, что я хочу, и если бы я продал все так, как хочу' . Сказав это, он уходит. Если же торговля его идет плохо и долго задерживает его, может другой, и третий раз прийти с дарами. И если все же не достигает того, чего желает, то приносит дар каждому из маленьких идолов, которые окружали великого и молит их о заступничестве, приговаривая: 'Так жены, сыновья и дочери нашего господа' Он подходит к каждому идолу и просит их о покровительстве и смиренно кланяется им.

 Часто случается, что после того он торгует легко и хорошо и продает все привезенные товары.

 Тогда говорит он: 'Господь услышал мое желание, теперь моя обязанность отблагодарить его', он убивает нескольких быков и овец, отдает часть мяса бедным. То, что осталось, приносит к большому истукану и к тем меньшим, стоящим возле него, и вешает головы овец и быков на дерево, вбитое в землю, находящееся за малыми идолами. Ночью приходят собаки и все съедают, а тот, что возносил жертву, восклицает: 'Господь благоволит ко мне, он принял мой дар'. О таких подношениях у древних русинов рассказывают и собственные переводы. Так, в Новгородской летописи Подоблянин, отбросив шестом плывя Перуна, говорил ему: 'Ты, сказал, Перушише, досыть еси пилъ и ялъ, а нынъ пловы уже проч'. В слове Христолюбца говорится: 'И тако покладывяють имъ требы и корова имъ ломятъ ... моленое то брашно дают и ядятъ ... ставит лишь кумиромъ трапезы котъйния и законънаго обьеда. Иже нарицается беззаньная трапеза мьнимая рода и рожаницамъ'. Другие свидетельства, принадлежащие другим славянам, пропускаем, ибо эти дают достаточное представление о значении подношений.

Прически из косичек очень популярны,поэтому разберем прическу с плетением с цветком из волос. Если волосы длинные,то прическа получается очень пышной и такую прическу можно заплести девочкам на праздник .

  

Назад

Интересное: