Есть большая вероятность, что Перун, уважаемый
стародавними русинами, самое божественное существо
после бога Вседержителя, означал также Светоносное
начало. Название его, и в украинском и в других
славянских языках означает гром (сравн. греч. Огонь;
Зенд. Пеирамунъ, света, небесная обитель) и
выражения: Перун убил, Перунова стрела и др.
указывают на то, что он владел громом и молнией, был
громовиком, но, кроме того, он, кажется, означал
видоизменение света. В литовской мифологии он назван
Перкунасом. Перун был (подобно Святовиту) богом
войны и мира; русины клали к его подножию оружие и
клялись при заключении сделок богом Перуном -
Владимир Великий поставил Перуну болван в Киеве, а
Добрыня (дядя и воевода его) - в Новгороде. Огонь
был священным признаком богослужений Перуну. По
словам Гвагниния (Krцn. W. rsieztwa Moskiew. Pois,
przekt. X. YII. 485), горел в Новгороде перед идолом
Перуна неугасимый огонь из дубового дерева. То же
самое божество под именем Есень или Ясень почитался
поляками как такое, что дарит плоды земные (Sarnickip.
1028). Атрибутом его в Силезию было гора Собот (т.е.
восходящее солнце. В песне карпаторусской
упоминается: Грим-Собота, гора высокая или Громовая
Собота, таким образом гора Собот представляет собой
гору Солнца или Грома-Перуна. Соботкой называется
обряд купальского праздника, во время которого
зажигают на горах ватры из деревьев. Подобное Перуну
божество почиталось славянами в Любеке под именем
Проне или Прове, а у Адриатических славян под
названием Берона, что утверждают надписи, найденные
в Аквилеи.
Публикации по Теме: