Сравнивая разные свидетельства и переводы о
языческих богослужениях у древних славян, замечаем,
что невзирая на местные особенности, основы легенд
были у всех славян одинаковими. Из-за этого легенды
руских славян должны изучаться не иначе, как в связи
с другими славянскими племенами, подобно тому, как
для объяснения древнего германского богослужения
мифографы берут все племена немецкие, не исключая и
северных скандинавив и исландцев.
Славянские легенды, по немногочисленным и скупым
сведениям, записанными чужеземными писателями, и
отрывочными переводами о языческой обрядности,
спрятанные в народе, не могли сложиться в
систему как мифология греческая или римская;
однако хороший матеріал собранный учеными, за
которым главные догматы славянских легенд о
могуществе богов в природе, об их влиянии на
человека и мир, о душе человека, его бессмертия
и жизни после смерти можно достаточно ясно
определить понятие о наивысшем Боге.
По
свидетельству летописей Прокопия Кесарийского
(De Bell. Goth 111. 14 Гельмольда (Chron. Slav.
1.84) и биографа Оттона (Act. Sanct. Jul 433),
древние славяне верили в единого бога, называя
его верховным, небесным богом, богом богов. У
Нестора также видим, что славяне русские имели
понятие о высочайшем существе, именуемом
преимущественно богом или богом Вседержителем и
отличали его от бога Перуна и других
второстепенных богов. Славяне чествовали в нем
отца природы и владыку мира, воля которого
правит судьбой мира, сила которого удерживает
все; его считали владыкой неба, источником
божественной силы и называли Великим Богом,
Старым богом или Прабогом.
Другие боги,
по верованиям славян, были существами,
происходили от верховного бога, его творениями,
которые зависели от него, посредниками между ним
и миром, сильными его крепостью, и не все
одинаково а, как говорит Гельмонд, чем ближе
родней приходились всемогущему богу богов, тем
были сильнее.
Публикации по Теме: