Греция | Рим | Египет | Славяне | Русь | Япония | Индия | Христианство |
Египетский Бог Птах (Пта)
Образ данного бога, а также смысл, который был
связан с ним, в большинстве своем остается
загадкой. Он относится к наиболее древним богам,
был главнейшим из них и правил Мемфисом. Культ
его получил широкое признание в Палестине и
Нубии, но в первую очередь в Египте, где он
приблизительно 5-6 тысячелетий назад превратился
в верховного бога Египетской мифологии, когда
Мемфис стал столицей всего объединённого Египта.
С
того времени начался первый из периодов расцвета
культуры и
мифологии
Древнего Египта. Но восстанавливать
древние представления о египетском
боге
Птахе приходится по «Теологическому
трактату Мемфису» - каменных надписях, сделанных
приблизительно в 700 году до нашей эры. Но, по
мнению квалифицированных специалистов в данной
отрасли, на монолитном камне выбит текст
древнего папируса, который написан
приблизительно в 2500 году до нашей эры.
В
данном трактате
бог Птах описан
громадным и великим, унаследовавшим силу от всех
существующих духов и богов. Мысль о сотворении
мира, которая по мифам и легендам зародилась
именно у Птаха, сравнивается учеными с
появлением солнечного света, Атума.
Первая девятка богов Атума произошли из его
пальцев и семени, а девять богов
бога
Птаха – из зубов и губ в устах,
произносящих названия вещей. Эта девятка
сотворила видение глаз, обоняние носа, слух
ушей, для того, чтобы они передавали все это
нашему сердцу, поскольку любое знание происходит
из сердца, язык же всего-навсего повторяет все,
что оно задумало.
Создаётся такое впечатление, что данный миф
объединяет несколько версий о сотворении:
мемфисскую и гелиопольскую (в котором главным
богом является Атум). И если бог Атум творит в
первую очередь материальный мир, то
бог
Птах
- духовный (сосредоточием души в те
времена считалось сердце).
Благодаря слову бога была сотворена жизненная
сила людей и богов. Таким образом была дана
смерть преступному и жизнь благодетельному. Так
была создана любая работа, все искусства,
согласованное движение всех членов человеческого
тела по приказу сердца и выражению языка.
О
Птахе говорили следующее: «Он воссоздавший богов
и сотворивший все сущее». Таким образом, было
признано и установлено, что его сила превосходит
силу всех остальных богов. Умиротворение Птах
нашел в создании вещей и божественных словах. Он
произвел на свет всех остальных богов, основал
номы и города, водрузил египетских богов в их
святилища, основал храмы и учредил
жертвоприношения. Каждый из богов по его воле
обрел собственное тело, которое состояло из
деревьев, глины и камня, и приняли свой истинный
облик.
В
данной легенде
бог Птах
выступает не только в качестве творца, но также
и культурного героя. В качестве творца (который
одухотворяет все сущее) он предстает
одновременно и женским и мужским океаном, отцом
Атума и его матерью, сердцем Эннеады (девяти
богов) и ее языком и Нефтертемом, который
располагается на кончике носа
Амона Ра.
При
этом мы снова сталкиваемся с чрезвычайно
распространённой легендой о том, что в слове
бога заключается огромная творческая сила.
Сотворение мира было представлено творением
словом. Однако основное отличие от библейского
варианта заключается в том что ни слова не
сказано о том, что вещи возникли «из ничего».
Вещи могли существовать и до сотворения мира, но
без их осмысления, обозначения словом и
восприятия они будто бы присутствуют в небытии:
как сказано в трактате «без субъекта нет
объекта». Как видим, в данной рукописи
раскрываются очень философские проблемы.
Образ
бога Птаха олицетворял
собой не только одну душу, но также и разум.
Именно сила божественного Слова (разума) –
является сильной творческой силой, с помощью
которой в мир приходят гармония и порядок.
Интересно, что в песне, посвященной богу Хапи,
упоминается Птах при описании плодородия земли.
В данном качестве Птах отождествляется с
египетским богом Хнумом, который также в
некоторый мифах выступает демиургом. Но если бог
Хнум изображался человеком с бараньей головой,
то Птах был мужчиной, который изображался с
посохом в руке и в плотно облегающем тело
наряде.
Египетский бог Птах
отождествлялся также и с другими богами,
женой его по легенде был Сехмет. Но
почему в таком случае он изображался в виде
путника? Этим, по-видимому, он и отличался от
всех остальных богов.
Ответ на все вопросы может дать перевод самого
имени: «птах» - открывающий. В Древнем Египте
считалось, что именно он «отверзает уста» богов
и выпускает день при восходе
Атума (Солнца). Можно также предположить,
что Птах олицетворял познание как открытие мира
(по крайней мере, для себя) и именно по этой
причине представлялся путником. А тот факт, что
он прикрыт одеждами, показывает, что покров
тайн, которые скрываются от наших глаз и могут
раскрыть сущность бытия, чрезвычайно плотен.
|
| |||||||||
Назад | ||||||||||