Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

 

Египетский Бог Птах (Пта)

 

     

Образ данного бога, а также смысл, который был связан с ним, в большинстве своем остается загадкой. Он относится к наиболее древним богам, был главнейшим из них и правил Мемфисом. Культ его получил широкое признание в Палестине и Нубии, но в первую очередь в Египте, где он приблизительно 5-6 тысячелетий назад превратился в верховного бога Египетской мифологии, когда Мемфис стал столицей всего объединённого Египта.

С того времени начался первый из периодов расцвета культуры и мифологии  Древнего Египта. Но восстанавливать древние представления о египетском боге Птахе приходится по «Теологическому трактату Мемфису» - каменных надписях, сделанных приблизительно в 700 году до нашей эры. Но, по мнению квалифицированных специалистов в данной отрасли, на монолитном камне выбит текст древнего папируса, который написан приблизительно в 2500 году до нашей эры.

В данном трактате бог Птах описан громадным и великим, унаследовавшим силу от всех существующих духов и богов. Мысль о сотворении мира, которая по мифам и легендам зародилась именно у Птаха, сравнивается учеными с появлением солнечного света, Атума.

Египетский бог Птах (Пта)

Первая девятка богов Атума произошли из его пальцев и семени, а девять богов бога Птаха – из зубов и губ в устах, произносящих названия вещей. Эта девятка сотворила видение глаз, обоняние носа, слух ушей, для того, чтобы они передавали все это нашему сердцу, поскольку любое знание происходит из сердца, язык же всего-навсего повторяет все, что оно задумало.

Создаётся такое впечатление, что данный миф объединяет несколько версий о сотворении: мемфисскую и гелиопольскую (в котором главным богом является Атум). И если бог Атум творит в первую очередь материальный мир, то бог Птах  - духовный (сосредоточием души в те времена считалось сердце).

Благодаря слову бога была сотворена жизненная сила людей и богов. Таким образом была дана смерть преступному и жизнь благодетельному. Так была создана любая работа, все искусства, согласованное движение всех членов человеческого тела по приказу сердца и выражению языка.

О Птахе говорили следующее: «Он воссоздавший богов и сотворивший все сущее». Таким образом, было признано и установлено, что его сила превосходит силу всех остальных богов. Умиротворение Птах нашел в создании вещей и божественных словах. Он произвел на свет всех остальных богов, основал номы и города, водрузил египетских богов в их святилища, основал храмы и учредил жертвоприношения. Каждый из богов по его воле обрел собственное тело, которое состояло из деревьев, глины и камня, и приняли свой истинный облик.

В данной легенде бог Птах выступает не только в качестве творца, но также и культурного героя. В качестве творца (который одухотворяет все сущее) он предстает одновременно и женским и мужским океаном, отцом Атума и его матерью, сердцем Эннеады (девяти богов) и ее языком и Нефтертемом, который располагается на кончике носа Амона Ра.

При этом мы снова сталкиваемся с чрезвычайно распространённой легендой о том, что в слове бога заключается огромная творческая сила. Сотворение мира было представлено творением словом. Однако основное отличие от библейского варианта заключается в том что ни слова не сказано о том, что вещи возникли «из ничего».

Вещи могли существовать и до сотворения мира, но без их осмысления, обозначения словом и восприятия они будто бы присутствуют в небытии: как сказано в трактате «без субъекта нет объекта». Как видим, в данной рукописи раскрываются очень философские проблемы.

Образ бога Птаха олицетворял собой не только одну душу, но также и разум. Именно сила божественного Слова (разума) – является сильной творческой силой, с помощью которой в мир приходят гармония и порядок.

Интересно, что в песне, посвященной богу Хапи, упоминается Птах при описании плодородия земли. В данном качестве Птах отождествляется с египетским богом Хнумом, который также в некоторый мифах выступает демиургом. Но если бог Хнум изображался человеком с бараньей головой, то Птах был мужчиной, который изображался с посохом в руке и в плотно облегающем тело наряде.

Египетский бог Птах отождествлялся также и с другими богами,  женой его по легенде был Сехмет. Но почему в таком случае он изображался в виде путника? Этим, по-видимому, он и отличался от всех остальных богов.

Ответ на все вопросы может дать перевод самого имени: «птах» - открывающий. В Древнем Египте считалось, что именно он «отверзает уста» богов и выпускает день при восходе Атума (Солнца). Можно также предположить, что Птах олицетворял познание как открытие мира (по крайней мере, для себя) и именно по этой причине представлялся путником. А тот факт, что он прикрыт одеждами, показывает, что покров тайн, которые скрываются от наших глаз и могут раскрыть сущность бытия, чрезвычайно плотен.

Электронная коммерция доступна для любого. Если вы бармен или владелец ресторана, стоит посетить интернет-магазин гейзеров и дозаторов.

Интересное:

Назад