Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Вода в славянской мифологии

    

Для русских вода, огонь и земля были и до некоторой степени остаются дивными стихиями. Говорили, что вся вода произошла из волшебного источника. Согласно духовным стихам о легендарной "Голубиной книге", в которой рассказывается о сотворении человека и природном явлении земли, реки сначала появились из- под волшебного камня, "всем камням отца", белого камня, нареченного "алатырь". Отсюда они растеклись по всему миру и являются источником как исцеления, так и питания. В русском фольклоре вода тесно связана с кровью и жизненной силой. Например, волшебная живая и мертвая вода может соединить воедино изрубленное тело и оживить его.

Благословение воды во время Крещения

С приходом христианства русские не перестали почитать воду и приносить ей жертвы. Вода была в некотором смысле кровью в жизненной системе раннего русского государства. С десятого века и далее мы находим в различных текстах ссылки на молитвы и жертвоприношения, связанные с водой, священными источниками и колодцами. В своде законов, так называемом "Уставе Владимира Святославича", который, как утверждают многие исследователи, появился до монгольского нашествия тринадцатого века, среди поступков, подлежащих скорее духовному, чем светскому суду, упоминались "молитвы под овином, в рощах и у воды". Спустя столетия после официального крещения Руси в списке вопросов, на которые надо было ответить во время исповеди, сохранились и такие, где говорится об обожествлении родников, колодцев и озер, а также деревьев, камней и небесных тел.

На многих местах языческого поклонения у воды со временем были воздвигнуты церкви и часовни, а "открытие" святости места приписывали христианским отшельникам и святым. Эти места украшали иконами Богоматери, а также иконами и деревянными фигурками Параскевы Пятницы, которой, помимо других функций, была отведена роль покровительницы воды. Появились новые, христианские легенды о великих русских озерах. Наибольшей известностью среди них пользуется легенда об ушедшем под воду граде Китеже, расположенном в верховьях Волги. В 1238 году смерть князя Георгия Всеволодовича в плену у Батыя, хана монгольской орды, оставила город без защиты от неверных, которые, несомненно, истребили бы жителей города и сожгли его церкви. Чтобы спасти город, говорится в легенде, Бог погрузил его в находившееся неподалеку озеро, из-под вод которого долгое время продолжали доноситься звон колоколов и молитвы истинно верующих.

Вода, особенно родниковая, или "живая", продолжает оставаться объектом поклонения. В девятнадцатом веке все еще приносили жертвы духам, живущим в воде: подарки в виде платков или лент привязывали к деревьям, растущим рядом, а деньги, украшения и даже традиционную для Пасхи, Рождества или Нового года пищу бросали в колодцы. Можно проследить и  воспоминания о жертвоприношениях живых людей в ритуальном ≪утоплении≫ антропоморфных фигур. Например, каждый декабрь в канун дня святого Николая, который покровительствует морякам и рыбакам, в Онежское озеро, что на севере России, бросали соломенное чучело человека. Ритуал, зафиксированный учеными в первой четверти двадцатого века, проводили старики, по одному из каждой рыбацкой семьи. Это указывало на особую важность данного ритуала для всей общины. Соломенное чучело отправляли в озеро в дырявой лодке, которая обязательно должна была тонуть вместе со своим грузом.


Интересное:
Назад