Для русских вода, огонь и земля были и до
некоторой степени остаются дивными стихиями.
Говорили, что вся вода произошла из волшебного
источника. Согласно духовным стихам о
легендарной
"Голубиной книге",
в которой рассказывается о сотворении человека и
природном явлении земли, реки сначала появились
из- под волшебного камня,
"всем камням отца",
белого камня, нареченного "алатырь".
Отсюда они растеклись по всему миру и являются
источником как исцеления, так и питания. В
русском фольклоре вода тесно связана с кровью и
жизненной силой. Например, волшебная живая и
мертвая вода может соединить воедино изрубленное
тело и оживить его.
С приходом христианства русские не перестали
почитать воду и приносить ей жертвы. Вода была в
некотором смысле кровью в жизненной системе
раннего русского государства. С десятого века и
далее мы находим в различных текстах ссылки на
молитвы и жертвоприношения, связанные с водой,
священными источниками и колодцами. В своде
законов, так называемом
"Уставе Владимира Святославича",
который, как утверждают многие исследователи,
появился до монгольского нашествия тринадцатого
века, среди поступков, подлежащих скорее
духовному, чем светскому суду, упоминались
"молитвы под овином, в рощах и у воды".
Спустя столетия после официального крещения Руси
в списке вопросов, на которые надо было ответить
во время исповеди, сохранились и такие, где
говорится об обожествлении родников, колодцев и
озер, а также деревьев, камней и небесных тел.
На многих местах языческого поклонения у воды со
временем были воздвигнуты церкви и часовни, а
"открытие"
святости места приписывали христианским
отшельникам и святым. Эти места украшали иконами
Богоматери, а также иконами и деревянными
фигурками Параскевы Пятницы, которой, помимо
других функций, была отведена роль
покровительницы воды. Появились новые,
христианские легенды о великих русских озерах.
Наибольшей известностью среди них пользуется
легенда об ушедшем под воду граде Китеже,
расположенном в верховьях Волги. В 1238 году
смерть князя Георгия Всеволодовича в плену у
Батыя, хана монгольской орды, оставила город без
защиты от неверных, которые, несомненно,
истребили бы жителей города и сожгли его церкви.
Чтобы спасти город, говорится в легенде, Бог
погрузил его в находившееся неподалеку озеро,
из-под вод которого долгое время продолжали
доноситься звон колоколов и молитвы истинно
верующих.
Вода, особенно родниковая, или
"живая",
продолжает оставаться объектом поклонения. В
девятнадцатом веке все еще приносили жертвы
духам, живущим в воде: подарки в виде платков
или лент привязывали к деревьям, растущим рядом,
а деньги, украшения и даже традиционную для
Пасхи, Рождества или Нового года пищу бросали в
колодцы. Можно проследить и
воспоминания о жертвоприношениях живых людей в ритуальном
≪утоплении≫ антропоморфных фигур. Например,
каждый декабрь
в канун дня святого Николая, который
покровительствует морякам
и рыбакам, в Онежское озеро, что на севере
России, бросали соломенное
чучело человека. Ритуал, зафиксированный учеными
в
первой четверти двадцатого века, проводили
старики, по одному
из каждой рыбацкой семьи.
Это указывало на особую важность данного ритуала
для всей общины. Соломенное чучело отправляли в
озеро в дырявой лодке, которая обязательно
должна была тонуть вместе со своим грузом.