Вода была заселена существами, которые служили
хорошему или злому началу; хотя вода была
святой, но злые существа насылали на нее своих
слуг для отравления человеческого счастья. К
существам, населявшим воду, принадлежали прежде
всего русалки. Это название
происходит от кельтского слова рус (т.е. вода),
от корня которого произошло русское слово русло,
которое означает середину реки. Русалка
означает жительницу русла реки. Это те самые
нимфы, о которых упоминает Прокопий. Живя
постоянно в воде, на праздник Лады весной, когда
вся природа праздновала воскресение и возврат
Святовита - солнца, они выходили из
воды и танцевали на лугах, в лесах, на полях.
Нынешние поверья изображают их существами
своевольными, шуточными, они колышутся на
деревьях, расчесывают волосы при свете луны,
иногда совершают нападение на людей и щекочут их
до смерти. Русалки - это
существа легкие, почти бестелесные, ни хорошие,
ни злые. Они были, очевидно, спутницами
Диванны и потому изображаются как
существа земноводные, поэтому народные предания
помещают их в полях и лесах под именем
мавок или мявок. Согласно верованиям
гуцулов, мявки проводят танцы свои на горе
Игрец.
К таким же существам принадлежали
морские девицы. К злым водным существам
причислялись топельцы или топельники и выхухоли
или сирены у чехов, у русских водяные и болотные
(черти), которые переворачивают лодки,
заманивают людей на погибель, разрушают дамбы,
ломают мельницы. Болото, камыш представляется
жильем злых существ, а чистая вода - хороших.
Отсюда пословица: 'Как черт в камыши влезет, то
в какую захочет дудку играет'.
К сухопутным фантастическим существам
принадлежали
вилы,
о которых у сербов остались поверья.
Вила изображалась прекрасной, но вместе
с тем и воинственной девой. Они часто причиняют
людям зло, умилостивляются кровавыми жертвами,
заключают с героями побратимство и помогают им
на войне. У чехов такие дивы называются
полудницами.