ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ - дополитеистический
образ-тотем протоукраинцев.
Олицетворял цветущую природу, и в частности Славуту
(Днепр), который пробуждается весной. Празднование
3еленого Шума происходило при
наибольшем расцвете весны, во время цветения
деревьев. В образе 3еленого Шума
выступал мальчик или юноша, которыго избирала
община.
С XIV в.
входит в украинские обряды, становится
поэтическим образом украинских песен и танцев:
«Ой давайте же мы, айда В Зеленого Шума,
А у нашего Шума Зеленая шуба» и т. п.
ЗЕМЛЯ-МАТЬ - дополитеистический
образ-тотем протоукраинцив, которые поклонялись
плодородной ниве, всей земле. Образ
Земли-Матери вошел поэтическим символом
в фольклор как украинского, так и российского и
белорусского народов. Этот образ сохранился в
прибаутками: «Грех землю бить - она наша мать»,
«Весной грех землю бить - она беременна» и т. п.
ЗОЗУЛЯ
(пророчица, ВИЩУХА) - один из самых древних
персонажей украинской мифологии. По поэтическим
воображениям древних украинцев, происходит от
женщины, которая убила своего мужа (в легенде
отразилась конфликтность перехода от матриархата
к патриархату), за что и была заколдованная
Родом или Перуном - никогда не иметь супружеской
пары и вечно жить одиночкой.
Миф о
3озуле имеет много вариантов во
всех индоевропейских народов, происходят от
протоукраинцив-ориев. Птица-прорицательница.
Предсказывает весну и лето, а также - количество
лет жизни тому, кто спрашивает у нее об этом.
Бывает и злой вищухою (например, когда
3озуля Трижды прокукует над домом -
умрет хозяин и т. п.)
ЗЮЗЯ - бог зимы у древних
украинцев, впоследствии у белорусов. Изображался
в виде старика небольшого роста, с белыми
волосами и длинной седой бородой. Ходит,
согласно поверью, босиком, без шапки, в белом
кожухе. В руке - железная булава. Под Новый год
белорусы варили кутью для Зюзи:
«Зюзя на дворе - Куця на
столе».
Назад