Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Древнеегипетский бог Бес

Среди большого числа представителей египетского пантеона богов чаще всего на скарабеях изображались маленькие кривоногие боги в львиной шкуре и с хвостом льва, в налобной повязке из перьев. Данные божества известны под именем Бесы. Бес почитался в египетской мифологии как покровитель маленьких детей, рожениц, сторож и змееборец. Некоторые считают, что Бес- истинно египетский бог, другие – настаивают на его азиатском происхождении, третьи – считают, что Бес появился под воздействием африканской религии.

Впервые изображение бога стало известно по памятникам периода Среднего Царства, но есть основания думать, что культа Беса зародился намного раньше. Начиная от периода Древнего Царства, сохранились маленькие статуи карликов из слоновой кости, очень похожие по внешности с обликом Беса.

В качестве змееборца Бес изображался на магических жезлах в период Среднего Царства. Подписи под картинами называют его «воином, бойцом». В то самое время он становится карликом с кривыми ногами с львиной гривой, которая спадает на плечи. На большей части изображений лицо трактуется как маска, в виде морды свирепого льва. На изображениях XVIII династии фараонов маска и лицо становятся едины, а львиная шкура становится покровом Беса.

Древнеегипетский бог Бес

Начиная с периода Нового Царства, Бес начинает почитаться в качестве покровителя детей и рожениц. В сцене рождения богини Хатшепсут на храме в городе Деир эль-Бахри, присутствует и египетский Бес, которые помогает новой царице появиться на свет.

Характерно, что представления о Бесе, как носителе доброго и светлого начала, покровителе и защитнике начали проявляться и в его иконографии. У Беса немного смешной вид и добродушное лицо. Подобные изображения имеются на деревянных рельефах кровати, найденной в гробнице родителей царицы Египта Тии. На скарабее в то время был изображен Бес, танцующий с бубном, поскольку, кроме всего прочего, он еще и бог радости и веселья, под звуки музыки которого все срываются с места и начинают танцевать в безудержном танце. Но бубен является не только музыкальным инструментом, он еще и оружие, которое помогает в борьбе со злыми силами.

Скорее всего, Новым Царством следует датировать изображения на скарабеях Беса, который тянет из огромного сосуда вино. Эти изображения определенным образом связаны с представлениями о нем, как о «вакханическом боге». В легенде о возвращении Хатор-Тефнут из далекой Нубии в качестве спутницы львицы упоминается и Бес.

Поскольку в этот период распространено понятие о Бесе как о покровителе женской красоты и домашнего уюта, его часто изображали на ручках зеркал, туалетных ложечках, подголовниках, подвесках и опахалах.

Благодаря апотропеическим функциям, Бес (немногий из богов) сохранился в амарнской религии. В Ахенатоне обнаружены различные подвески, амулеты, бусы, скарабеи с лицом бога.  В ахаменидский период лицо Беса утрачивает добродушие и становится агрессивным, злым, а доминирующим становятся воинственные черты. После этого на всех изображениях он рисуется с оружием.

 Культ Беса, переняв у античных богов некоторые моменты, сохранился в Египте. Для того времени характерны мифологические сюжеты, которые изображают Беса вместе с женой и детьми.               

Почитание бога, которое имело место очень продолжительное время, перетерпев целый ряд изменений, проникло в христианскую иконографию в первые века новой эры.


Интересное:
Назад