Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Двоеверие

    

После официального принятия христианства Киев и прилегающие территории вместе с другими городами довольно быстро отказались от старых богов. Несомненно, русские сумели оценить культурные и образовательные преимущества, связанные с христианством, а также очевидные политические и коммерческие выгоды присоединения к набирающей силу религии. Даже при таких обстоятельствах историки признают, что был приблизительно двухсотлетний период — с одиннадцатого по тринадцатый век, - когда старая вера продолжала сосуществовать наряду с новой в определенной мере даже в высших кругах общества и в самых культурных городских центрах. В более отдаленных, сельских регионах страны все происходило по-иному.

 

Талисман, датируемый пятнадцатым или шестнадцатым веком, с изображением на одной стороне Богоматери с ребенком, а на другой —головы, похожей на голову Медузы Гэргоны, и человека, поражающего змея

Спустя много лет после заката Киевской Руси и перемещения политического центра восточных славян в Московию в сакральных традициях жителей изолированных отдаленных сельских регионов продолжал проявляться уникальный сплав христианских и дохристианских верований. Для исполнения желаний прибегали как к христианским молитвам, так и к языческим заклинаниям. Волшебные корни, змеиную кожу и черепа носили в качестве амулетов вместе с христианским крестом. Лесные и водяные духи населяли воображение людей вместе с ангелами и херувимами. Большие праздники, такие, как святки с их разгулом и ряжеными в "мохнатых" звериных масках, или Масленица с кострами, обжорством и сжиганием чучела зимы, показывают языческую подкладку под христианской видимостью.

Перун, бог войны и воинов, долгое время ассоциировался у ученых с грозой, через которую он как бы выражал свой гнев, и с громом и молнией, которыми он как бы карал своих врагов. На базе весьма шатких доказательств Афанасьев и его ученики воссоздали миф о Перуне как о боге войны, грозы и плодородия. Молнию они истолковали как оружие для поражения демонов тьмы и обновления силы солнца. В двадцатом веке эту достаточно фантастическую теорию расширили такие ученые, как В. В. Иванов и В. Н. Топоров, выдвинувшие постулат о существовании основного, или первичного, мифа, согласно которому идет поединок между богом-громом, представляющим военные интересы, и его оппонентом Волосом, защитником природы и сельского хозяйства.

Как свидетельствуют многочисленные русские пословицы, верования и мифы, Илья-пророк, бесспорно, связан с грозой как орудием божественного возмездия. Крестьяне верили, что гром и молния  - это грохот и искры от колес колесницы Ильи-пророка, проносившейся по небу. Он был одной из тех фигур, которые, подобно Христу, архангелу Михаилу и святому Егорию, метали молнии в "космической" битве против дьявола, часто представлявшегося в виде дракона. По народной легенде, при первых раскатах грома, возвещавших приближение Ильи-пророка, демоны в ужасе разбегались и пытались спрятаться: под шляпками грибов поганок, в деревьях или камнях, в домах, в корове и даже в человеке. Илья, непоколебимый в своем праведном гневе, посылал молнии в животных и людей, пытаясь поразить сатану.

Из-за этого люди при приближении грозы закрывались в домах, задергивали занавески на окнах и молили пророка о пощаде. Однако при несомненности связи между Ильей-пророком и грозой прямая ассоциация между ним и Перуном остается гипотетической. Образ Ильи Громовержца, как его звали в народе, наверное, больше обязан старозаветному рассказу о вознесении на небо Илии в огненной колеснице, а также ранним христианским нравоучениям, в которых яростные удары молнии предстают как оружие Божье против сатаны и его приспешников, нежели атавистическому представлению о языческом боге.

В 1610 году Галилео Галилей впервые увидел в телескоп кольца Сатурна, но не понял, что это такое, поэтому записал, что Сатурн состоит из частей.


Интересное:
Назад