Стало ясно, что у египтян, даже не существовало
каких-либо мало- мальских правил, которые бы
описывали как необходимо изображать богов. Один
и тот же бог периодически изображался то в виде
животного, то в виде человека, обычного или со
звериной головой. Множество богов называли
по-разному в зависимости от местности, а
некоторые меняли свое имя несколько раз в
течении одного дня. Так, утреннее солнце
воплощалось в
боге Хепри, который, как считали
египтяне, превращался в жука-скарабея и катил
диск Солнца до самого зенита- словно навозный
жук катит шар перед собой; дневное Солнце
воплощалось в боге Ра-человека с головой сокола;
ну а вечернее, как говорилось "умирающее"
солнце- воплощал бог Атум. Хепри, Ра и Атум были
будто тремя воплощениями одного и того же
солнечного бога.
К тому же в отличии от богов Олимпа, боги
Древнего Египта подчас даже не имели четко
определенны личных функций. И если у греков,
допустим была богиня красоты и любви Афродита,
воинственный бог Арес, а у египтян вроде бы и
были похожие боги- божество любви Хаткор и
воительница Нейт, но в то же время было
множество богов будто "абстрактных", которых в
греческой мифологии "днем с огнем не сыщешь". К
примеру: Ху, Сехем, Хех, Сиа- "воля", "энергия",
"Вечность", "Разум". Существовали боги- как
воплощения могущества и мудрости какого-либо
другого бога, существовали боги как
олицетворения законов природы... Разговор же о
характере того ли иного бога вообще в принципе
не имеет смысла. О Зевсе мы кое-что знаем-то что
он бы всесилен и могуч, о Гермесе, что он
шутник, плут и пройдоха, а бог Древнего Египта
казалось бы в одном и том же мифе может быть
добрым и злым, справедливым и коварным.
Например, одно и то же действие- сотворение мира
или же сотворение людей в каждом, абсолютно в
каждом городе, приписывали разному божеству.
Весь Египетский мир чтил и любил всего одного
бога Осириса, но в то же время чтили и его
убийцу, злого бога Сета;
в честь Сета называли фараонов;
и--одновременно с этим, проклятия в сторону Сета
сыпались постоянно. Один религиозный текст
описывает, что бог-крокодил Себек это враг бога
солнца Ра, а в другом говорится, что он его друг
и защитник. Абсолютно по-разному описывали в
религиозных текстах потусторонний мир...
Да и вообще - любое природное явление
представлялось одновременно во множестве
различных представлений, которые непостижимым
образом противоречили друг другу. Например, небо
изображалось одновременно и рекой небесного
Нила, и в виде небесной богини Нут, и в виде
крыльев коршуна, и в виде коровы, и т.д. и т.д.
Если глянуть с нашей точки зрения, то
такое количество противоречий, естественно, не
укладывается ни в какую логику и попросту
противоречит здравому смыслу. Именно из-за таких
противоречий мифология Древнего Египта и не
получила такого широкого распространения, как
мифология Греции.
Понять, почему эти противоречия возникли
достаточно несложно. В разных городах и областях
складывались свои варианты одних и тех же мифов
и легенд, которые, конечно, во многом не
совпадали. Предания пересказывались из уст в
уста, переписывались с одного папируса на
другой; каждый раз все более искажая
первоначальный смысл текста, что-то новое
добавлялось, что-то старое забывалось,
представление об одном боге все более
расходилось с действительностью. В конце концов,
как и в любом фольклоре, предания смешались и
сплелись воедино.
Намного сложнее понять, каким образом
бессмысленное, беспорядочное множество мифов
смогло сложиться в единую картину. Ведь как в
наши дни: если человек получит из двух разных
источников разную информацию об одном и том же,
у него естественно возникнет мысль о том, что
одно из свидетельств (а вполне может быть, что и
оба) неистинны.
Как же все-таки в сознании египетского народа
укладывались три, четыре, десяток различных
взаимоисключающих описаний об одном и том же
боге? как можно верить сразу нескольким десяткам
противоречивых легенд?
Публикации по теме: