Греция Рим Египет Славяне Русь Япония Индия Христианство

Особенности мифологии Древнего Египта

 

    В отличии от греческой мифологии древнеегипетская общепризнанной популярности не получила и стала достоянием всего лишь малого круга специалистов восточного мира - филологов и историков.

      Из-за чего так случилось? Тому много причин. Но основных, скорее всего две. Во-первых, в тот момент когда началась уже наша эра культура Египта пришла уже в полный упадок, а ее традиции начали забывать, так как их не унаследовала другая народность, как это было с эллинской культурой (их унаследовал Рим, а Римскую культуру перехватила эпоха Возрождения). К IV веку нашей эры уже практически никто не умел ни читать, ни тем более говорить по-египетски, а вся  египетская культура следующие четырнадцать веков для европейцев стала недоступной. Мифов Египта просто не знали. Но когда в 1823 году неординарный французский писатель-филолог Франсуа Шампольон пришел к разгадке тайны египетских иероглифов и ученые всего мира получили возможность наконец прочитать письмена древних, оказалось, что- кстати это уже вторая причина- египетская мифология отличается от всех известных мифологий, и человеку из Европы совершенно не под силу хотя бы немного в ней разобраться без сторонней помощи. На три- четыре строки переведенных иероглифов необходимо было писать как минимум пять страниц комментариев и примечаний- иначе читатель вообще ничего не поймет.


Мифология, Древний Египет, фреска

     

       Стало ясно, что у египтян, даже не существовало каких-либо мало- мальских правил, которые бы описывали как необходимо изображать богов. Один и тот же бог периодически изображался то в виде животного, то в виде человека, обычного или со звериной головой. Множество богов называли по-разному в зависимости от местности, а некоторые меняли свое имя несколько раз в течении одного дня. Так, утреннее солнце воплощалось в  боге Хепри, который, как считали египтяне, превращался в жука-скарабея и катил диск Солнца до самого зенита- словно навозный жук катит шар перед собой; дневное Солнце воплощалось в боге Ра-человека с головой сокола; ну а вечернее, как говорилось "умирающее" солнце- воплощал бог Атум. Хепри, Ра и Атум были будто тремя воплощениями одного и того же солнечного бога.

       К тому же в отличии от богов Олимпа, боги Древнего Египта подчас даже не имели четко определенны личных функций. И если у греков, допустим была богиня красоты и любви Афродита, воинственный бог Арес, а у египтян вроде бы и были похожие боги- божество любви Хаткор и воительница Нейт, но в то же время было множество богов будто "абстрактных", которых в греческой мифологии "днем с огнем не сыщешь". К примеру: Ху, Сехем, Хех, Сиа- "воля", "энергия", "Вечность", "Разум". Существовали боги- как воплощения могущества и мудрости какого-либо другого бога, существовали боги как олицетворения законов природы... Разговор же о характере того ли иного бога вообще в принципе не имеет смысла. О Зевсе мы кое-что знаем-то что он бы всесилен и могуч, о Гермесе, что он шутник, плут и пройдоха, а бог Древнего Египта казалось бы в одном и том же мифе может быть добрым и злым, справедливым и коварным.

     Например, одно и то же действие- сотворение мира или же сотворение людей в каждом, абсолютно в каждом городе, приписывали разному божеству. Весь Египетский мир чтил и любил всего одного бога Осириса, но в то же время чтили и его убийцу, злого бога Сета;  в честь Сета называли фараонов; и--одновременно с этим, проклятия в сторону Сета сыпались постоянно. Один религиозный текст описывает, что бог-крокодил Себек это враг бога солнца Ра, а в другом говорится, что он его друг и защитник. Абсолютно по-разному описывали в религиозных текстах потусторонний мир...

      Да и вообще - любое природное явление представлялось одновременно во множестве различных представлений, которые непостижимым образом противоречили друг другу. Например, небо изображалось одновременно и рекой небесного Нила, и в виде небесной богини Нут, и в виде крыльев коршуна, и в виде коровы, и т.д. и т.д.

    Если глянуть с нашей точки зрения, то такое количество противоречий, естественно, не укладывается ни в какую логику и попросту противоречит здравому смыслу. Именно из-за таких противоречий мифология Древнего Египта и не получила такого широкого распространения, как мифология Греции.

      Понять, почему эти противоречия возникли достаточно несложно. В разных городах и областях складывались свои варианты одних и тех же мифов и легенд, которые, конечно, во многом не совпадали. Предания пересказывались из уст в уста, переписывались с одного папируса на другой; каждый раз все более искажая первоначальный смысл текста, что-то новое добавлялось, что-то старое забывалось, представление об одном боге все более расходилось с действительностью. В конце концов, как и в любом фольклоре, предания смешались и сплелись воедино.

     Намного сложнее понять, каким образом бессмысленное, беспорядочное множество мифов смогло сложиться в единую картину. Ведь как в наши дни: если человек получит из двух разных источников разную информацию об одном и том же, у него естественно возникнет мысль о том, что одно из свидетельств (а вполне может быть, что и оба) неистинны.

      Как же все-таки в сознании египетского народа укладывались три, четыре, десяток различных взаимоисключающих описаний об одном и том же боге? как можно верить сразу нескольким десяткам противоречивых легенд?

 

Публикации по теме:

Противоречия Египетской Мифологии
Интересное:

Назад