Попытаемся разобраться в чем же все таки причина
противоречий мифологии Древнего Египта.
К величайшему сожалению большинство людей
считает, что египтяне описывали, к примеру, бога
солнца Ра как человека с соколиной головой, небо
как реку, корову или женщину, из-за того, что
быль столь наивны и не имели достаточных знаний
об окружающем мире, о природе, и для того, чтобы
как-нибудь объяснить эти "непонятности"-ветер,
гром, времена года, звезды,- они и напридумывали
могучего солнечного бога Ра, который катит
солнце по небу.
На
самом деле никто из египтян не воспринимал эти
изображения буквально, никто и не думал, что в
небе живет такое странное существо- человек с
головой сокола. Нет, эти изображения были лишь
символами бога.
Нам же в принципе невозможно понять или
угадать каким все-таки представляли себе бога Ра
древние египтяне. Но мы точно можем сказать
каким они себе его не представляли- как человека
с головой сокола.
Это-символ, и я думаю вам не покажется это
странным, если вы припомните, что такие
символические изображения присутствуют и в наше
время. К примеру, в Волгограде, в честь победы
над фашистской Германией, был установлен
монумент, изображающий Родину-мать, которая
восстала на битву с оккупантами, в виде женщины
с мечом. Ведь никто из нас не переводит это
значение буквально. Вы ведь не представляете
себе Родину, как женщину? Все мы отлично
понимаем, что это символ, и все знаем его
истинное значение. Гербы, гимны, знамена-все это
тоже символы.
Ну и
во-вторых, нельзя подходит к мифологии, тем
более к древнеегипетской, с точки зрения логики
нашего времени, нашего "здравого смысла".
Миф -для
тех кто в него верит- это всегда ПРАВДА, правда
выражена она иносказательно, не реалистическими
средствами. Это весьма четка картину окружающего
мира и образовавшаяся система взглядов на
человеческую жизнь: попытка объяснения и
природных явлений, и смысла человеческого
существования, и ценности людей, и нормы морали.
Естественно, что каждая эпоха делает это своими,
доступными для нее способами. Для нашего времени
характерен чисто логический подход к явлениям и
жизни, для египетского народа же большое
значение имели чувства, красота, эмоции, а не
научное объяснение. Именно поэтому в египетской
мифологии главное место занимает поэтичность. И
естественно, что в стихах небо может быть рекой,
крыльями, коровой и бог знает чем еще
одновременно.
Разобраться в психологии, образе мышления другой
народности очень сложно даже тогда, когда она
твои современники. И уж куда нам понять
психологию жителей Древнего Египта. К примеру,
как можно представить, что мистерии (которые
представляли собой театральные представления по
мифологическим сюжетам того времени) они
представляли себе не как изображения, а как то,
что действительно происходит в данный момент?
Как можно осознать, что жрец, который надевал на
себя маску бога с головой шакала Анубиса,
считался для людей самим Анубисом до того
времени пока он не снимал маску? А ведь не
только жрец мог стать богом, - им мог стать
абсолютно любой человек. Имела место легенды,
что когда Ра был ужален ядовитой змеей, он
вылечился с помощью магии. Следовательно, если
древнего египтянина кусала змея, врач
перво-наперво читал магические заклинания, с
целью отождествить покусанного с богом Ра.
Демон, который подбил змею укусить человека, уже
имел дело не просто с обычным человеком, в с
могущественным богом! Злой демон тотчас
вспоминал как он проиграл в прошлый раз и с
позором убегал, ну а больной выздоравливал.
Не
надо спешить объяснять это их наивностью и
глупостью. Мы ведь с вами также совершаем
поступки, которые нам кажутся вполне логичными и
естественными (а для египтянина этот обычай был
естественен), но стоит лишь вдуматься и данные
поступки кажутся нелепыми.
Египтяне,
которые верили в богов, приносили в душам
умерших родственников еду в могилу (гробницу), а
наши же люди, даже если не верят, вес равно
приносят цветы на могилку и к монументам.
Или посмотрим
на египетские мистерии. Люди тогда следили за
тем как развиваются события на сцене и с
замиранием сердца ожидали, чем же все
закончится: победит ли бог солнца ( а это в
спектакле был обычно фараон) своего противника-
огромного злого змея (протяженный канат из
пальмового волокна), порубит ли бог его на
куски? А в то же время "сценарий" был всем
отлично известен. Как это понять? Ну а как мы с
тем же интересом пересматриваем любимый фильм
или перечитываем книгу?..
Древний Египет
верил, что наш мир создали боги. Мифов и легенд
о сотворении было множество, все они как обычно
противоречили друг другу, но это все же не
заставляло египтян сомневаться в том что мир
божественного происхождения. Ученые нашего
времени тоже предлагают множество вариантов
рождения нашей Вселенной, но ведь из-за этого мы
они астрономию не называют лженаукой!
Египтяне очень
трепетно относились к словам- любым, были ли они
вытесаны на камне, записаны на папирусе или
сказаны вслух. Слова не были для них обычным
набором звуков или, на письме, обычными
иероглифами: они верили в магические свойства
слова, верили, что любое предложение, фраза
могут повлиять на окружающий их мир. Но
особенное значение придавали имени человека.
Если кто-либо желал сглазить или навести порчу
на врага, он писал имя этого человека на кусочке
папируса а после сжигал его.
В коллекции
Эрмитажа хранится чрезвычайно интересный
экспонат- статуя фараона Сенусерта III, который
правил Египтом в XIX веке до н.э. На данной
статуе вырезано имя Рамзеса II, который царил в
Египте 600 лет спустя после Сенусерта. В эпоху,
когда царил Рамзес, скульпторы старались создать
как можно больше изображений фараона. И для
этого часто использовали уже готовые статуи,
которые изображали предыдущих владык: срезали
имена старые и высекали имя Рамзеса. Внешне они
не обязаны были походить на друг друга, имя ведь
важнее.