Русский миф уходит корнями в далекое прошлое, возникнув задолго до
того, как сформировались русский язык и
культура, и имеет много общего с мифологиями
других славянских народов. Объем этого
исследования, однако, не позволяет провести
какой-либо сравнительный анализ, особенно с теми
мифологиями, которые сложились за пределами
территорий восточных славян. Свое начало русский
миф берет в седьмом-восьмом веках нашей эры,
когда ранние славянские племена расселялись по
берегам рек Балтийского и Черноморского
бассейнов. Одним из импульсов к образованию
городов и государства у ранних славян было
появление в девятом веке на этой территории
варягов, или викингов (славяне именовали их "русь"),
которых привлекали торговые возможности
разветвленной речной сети, известной под
названием "путь из варяг в греки". Вещий Олег,
закрепившись в городе Ладоге, двинулся во главе
войска, состоявшего преимущественно из варягов,
на юг, сначала к Новгороду, затем в Киев. Захват
Киева в 882 году привел к основанию первого
русского государства — Киевской Руси. Правящая
династия вскоре "ославянилась", и скандинавские
имена (Олег) уступили место славянским
(Святослав, Владимир). Принятие христианства в
его восточно-византийской форме князем
Владимиром Святославичем в 988 году позволило
укрепить княжескую власть и положило начало
двухсотлетнему периоду политического могущества
и процветания Киевской Руси, сопровождавшемуся
расцветом искусства и культуры.
Раскол восточных славян на три характерные этнические группы —
русских, белорусов и украинцев — произошел после
распада Киевского государства. С конца
одиннадцатого века государство начало
распадаться из-за междоусобных распрей и под
постоянным давлением тюркских кочевых племен — в
частности, половцев, наступавших с юга.
Разрушение Киевской Руси завершилось в
тринадцатом веке в результате вторжения
монголов, называвшихся в русском народном эпосе
татарами.
Перемещение населения в значительной степени на северо-восток, в
регионы, которые в настоящее время составляют
Центральную и Северную Россию, привело к
опустошению Киевской Руси. Политическая власть
перешла к более северным городам — Владимиру и
Москве, где со временем и утвердилось
государство, ставшее впоследствии современной
Россией. Термин "миф" можно толковать
по-разному. В отличие от греков, индусов или
персов, у русских нет единого сложного свода
мифов о языческих богах, нет древних священных
книг и обширных эпических повествований. В то
время как усложненные мифологические системы в
России представлены слабо, совсем иная картина
наблюдается в отношении мифов на более
примитивном уровне, связанных с миром природы,
семьей и повседневной жизнью простых людей.
Исследования такого рода требуют изучения как
фольклора, так и этнографических данных. Это
позволит выявить присутствие мифологических тем
и персонажей в верованиях и ритуалах
повседневной жизни, а также в разнообразных
литературных и художественных формах.
К ним относятся, в частности, былички,
рассказы, героями которых выступают полубоги и
одухотворенные существа, лешие, русалки и духи
умерших, которыми населен привычный мир русского
крестьянства. Эта форма воспоминаний, или
рассказ о событиях, предположительно имевших
место в реальной жизни, которые рассказчик
"помнит", свидетельствует о глубоко
укоренившейся в традиционной крестьянской общине
вере в прямую связь мира обыденного с миром
потусторонним. До сих пор можно встретить людей,
знающих былички, и записать их. Народные
рассказы, известные как сказки, в отличие от
быличек, представляют собой чистый вымысел, не
имеющий ритуального значения. Но и здесь также,
особенно в так называемых волшебных сказках, в
поэтическом языке проступают мифические мотивы.
Именно в волшебных сказках появляется
устрашающая и загадочная Баба Яга. Былины, в
которых рассказывается главным образом о ранних
героических защитниках Киевской Руси,
представляют собой смесь мифа и исторических
событий, в то время как религиозные легенды и
духовные стихи, где персонажи Ветхого и Нового
Завета, святые и отшельники встречаются с
обычными людьми, являют собой смесь мифа и
христианской набожности. Последние три формы, в
отличие от быличек, перестали существовать как
часть живой традиции около ста лет назад.
Мифические мотивы можно встретить и во многих
других формах фольклора. Весьма важными в этом
отношении являются заклинания и заговоры,
которыми Россия особенно богата. Символы
мифического мышления вплетены в традиционные
орнаменты и резьбу, которыми украшены
крестьянские избы. Миф был тесно связан с
сезонными и семейными ритуалами. Другими
словами, миф в той или иной форме определяет
традиционное мировоззрение русских. Поскольку
систематическое собирание русского фольклора и
научный интерес к мифу начались только в конце
восемнадцатого века, большинство
первоисточников, на которые опирается автор этой
книги, как этнографических, так и литературных,
датируется девятнадцатым веком и началом
двадцатого, хотя многие аспекты мифа,
обсуждаемые здесь, документированы со времен
раннего Средневековья и в той или иной форме
дожили до нашего времени.
Курсы маникюра и наращивания ногтей в Москве
представляют собой комплексную программу
подготовки и обучения маникюру и наращиванию
ногтей мастеров салона красоты, а именно: работе
с кожей и ногтями рук и ног, в том числе уход за
кожей и ногтями, аппаратные методики маникюра,
декорирование и наращивание ногтей как на руках,
так и на ногах!